О выставке картин в стиле японской техники кинусайга в Саратовском художественном (Радищевском) музее писала его сотрудница Светлана Шестова. Многоцветная, броская, нарядная экспозиция пользуется большим успехом у посетителей. А я побывала на областном семинаре преподавателей детских художественных школ, школ искусств и изостудий, где руководитель объединений «Алиса» гимназии №7 и «Ассорти» Кировского ЦДТ Светлана Пода провела презентацию и мастер-класс по этой японской технике, ставшей популярной и в России.
Светлана Васильевна – маленькая, кругленькая, симпатичная женщина. Закончила педагогический колледж и СГУ, и вот уже много лет преподает технологию декоративно-прикладного искусства. Владеет практическими всеми его техниками. А года четыре назад заинтересовалась кинусайга. Как будто с виду графика, а на деле – мозаичные лоскутки на доске, заправленные в прорези. Технику придумала японский Мастер, профессор университета Сэцу Маэно. Деревянная доска с кусочками старых шелковых кимоно, заправленными в прорези – и рождаются целые картины с висячими японскими мостами, изогнутыми цветущими ветками, стройными женскими фигурками. Техника не древняя, уходящая в корнями в тысячелетия, как икэбана или оригами, но такая же самобытная и яркая.
Занималась кинусайга подруга Светланы − московская мастерица. Именно она показала ей основы на мастер-классе. С тех пор уже четвертый год учитель технологии Пода обучает новому искусству своих учеников – в гимназии и в подростковом клубе «Ромашка». И приспособила новое искусство к российским реалиям. Какие у нас кимоно (они и в Японии – большая семейная ценность, передаются по наследству, а если идут на лоскутки, то совсем уж ветхие)! К тому же шелк скользит и неудобен в работе. И доски – материал громоздкий, да и недешевый. Попробовав как основу поролон, Мастер отказалась и от него: скатывается в шарики, крошится. Остановилась на его искусственном «сородиче», удобном и не слишком дорогом. Лоскутки пошли в ход трикотажные: у кого нет дома старых футболок и маек? И выкинуть жалко, и надеть неудобно.
Начали у ребят рождаться картины, сначала очень простые – птички, цветочки, бабочки. Хорошо начинать с детских раскрасок, как трафаретов. Там всегда контурные и несложные рисунки. Работы воспитанников становились все сложнее и сложнее. И посыпались награды: лауреаты творческих конкурсов всех рангов, вплоть до международного. И, учась в институте, ребята продолжали создавать композиции. Втягивались постепенно мамы учеников. Светлана Васильевна кого хочешь втянет. Обратила внимание, как одна мама норовит за дочку все лоскутки вырезать – усадила и ее за работу. В выставках они уже участвовали вместе. Картины Каролины с почти японской фамилией Ивашура и мамы Татьяны Владимировны – одни из самых интересных в музейной экспозиции.
В учебном классе Радищевского музея мы увидели работы и самой Светланы Поды. Картины саратовской искусницы – высокий класс кинусайга. Веселые жирафы, слоны и лошадки ее учеников скакали и прогуливались в зеленой саванне по соседству. У мчащихся коней не менее 75 оттенков цвета. А их «гуру» Светлана Васильевна, копируя «геометрические» картины с зебрами, создала новую реальность – пульсирующее, живое пространство.
Она рассказывала, что сложнее всего было оформить верх картины, тогда Мастер она придумала выпустить кончики белых и черных ниток в гриву зебры, тем самым создавая объем.
Перед занятием в музее на столах разложила желтые досочки с рисунками лилий. Учителя шли сюда из другого корпуса, пустовало одно место – и, как я ни сопротивлялась, объясняя, что у меня вообще руки растут не из плеч, как у всех нормальных людей, Мастер усадила и меня за стол. Я успела обвести мягким карандашом силуэт лилии – самый первый этап работы. Тут появились опоздавшие художники, я с облегчением отдала им свой цветок. И правильно сделала! Чувствовала, а теперь увидела воочию, какой это кропотливый труд, какого он требует терпения и аккуратности. Это кроме хорошего эстетического вкуса, точного глаза и чувства цвета, позволяющих составлять гармоничные композиции.
Убрав трафареты, подопечные Светланы Васильевны начали работать канцелярским ножом: делать прорези – небольшие, около двух миллиметров «канавки»…. Ножницы, клей-карандаш, пилочка для ногтей тоже пригодились. Кто-то прорезал слишком «мелко», не все поняли, зачем нужно еще боковую прорезь. Мастер с большой охотой показывала снова и снова, как обработать доску, отрезать лоскутки, натянуть их по линии рисунка, тщательно заправить и , как скульптор, «отсечь лишнее».
Когда первые, робкие еще лиловые, лепестки проклюнулись, Светлана Васильевна стала учить, как работать с колоритом, подбирая соседние лоскутки по контрасту, делать светлые тонкие прожилки. Не все уложились в полтора часа. Но «спринтеры», которые вышли в лидеры, сумели собрать без иголок и клея красивые лиловые цветы. А если ткань была белая, с мелким оранжево-зеленым рисунком, это еще прибавило выразительности работам. Одна учительница вообще цветик-семицветик собирала, волшебный цветок.
Разъедутся учителя рисования по всей нашей бескрайней губернии, придут к своим юным художникам, покажут свои цветики-семицветики из японской сказки – и погрузят ребят в новый мир фантазии и творчества. А они тоже продлят жизнь своих старых маек. Или папиных. Домашние Светланы Васильевны даже немного побаиваются, когда она оценивающе смотрит на их футболки и белье с рисунком: «Не смотри, не отдам!» – кричит сын. А дочь прошла все декоративные «мамины университеты». Да и на меня Мастер глядит преувеличенно строго: «А вами я еще займусь, персонально»… Ой-ёй-ёй!
Ирина Крайнова, пресс-секретарь Саратовского регионального отделения ОРЯ
Фото автора и из Инета