Хисамутдинов А.А. «Токио — Иокогама: русские страницы»

Продолжаем публиковать на сайте ОРЯ отрывки из книги известного специалиста по истории Японии, доктора исторических наук Амира Александровича Хисамутдинова «Токио — Иокогама: русские страницы»

В здоровом теле здоровый дух
健全なる精神は健全なる肉体に宿る Kenzennaru seisinwa kenzennaru nikutaini yadoru (русская и японские поговорки)

РУССКИЙ СПОРТ

Русские спортсмены – дети эмигрантов в Японии. 1930-е гг. Собрание И. Долговой (Токио)

Несмотря на то, что борьба за сосуществование нередко отнимала у эмигрантов все силы и время, молодежь все же находила время и для занятий спортом. Отличным спортсменом проявил себя А. Воробьев, приехавший в Японию ребенком с родителями. Первых успехов в спорте он достиг, учась в японской школе в Отару. Им заинтересовались несколько университетов, пригласив юношу в свои стены. Журнал «Рубеж» писал: «Александр Воробьев, студент университета Васэда, победитель в американской борьбе на финальном всениппонском состязании, состоявшемся в Токио30 мая сего года. А. Воробьев второй год удерживает за собой звание чемпиона Ниппон среднего веса, и второй год является обладателем серебряного кубка. Он настолько выше других по силе и технике в своем весе, что перед началом состязания не у кого не возникло сомнения в его полной победе. А. Воробьев всесторонний спортсмен. Им получено до 60-ти жетонов и призов и около дюжины аттестатов за разные виды спорта. Он имеет: 1-ый всениппонский приз за метание диска; за стрельбу, за красоту телосложения; 3-й всениппонский за метание молота. Три серебряных кубка за состязание на лыжах на 8, 18 и 50 километров»[1].

Василий Иванович Волхонцев // Оргинский Г. Русский чемпион Ниппон // Рубеж. 1937. № 30. Русская коллекция Гавайского университета

Легендарным спортсменом в Японии считается Виктор Старухин (Старфин), также приехавший с родителями в Японию в возрасте четырёх лет. Окончив среднюю школу, он успешно занимался бейсболом[2]. В японской лиге Старухин играл питчером и благодаря большому росту в 192 см и выдающемся физическим возможностям считался лучшим игроком. В 1940 г. он сменил имя на Суда[3] Хироси[4]. Его именем назван стадион на Хоккайдо и установлен памятник.

Как способный боксер был известен Василий Иванович Волхонцев (псевдоним Королев), участник Гражданской войны в армии А.В.Колчака. Приехав в Японию в 1922 г., он стал заниматься профессиональным спортом и разведением лис[5]. Жил в Шанхае, где имел меховой магазин, затем работал в полиции (1942–46). В 1951 г. Волхонцев эмигрировал через Тубабао в Америку. «Василий Иванович являл собой тип редкого человека, как говорят, – самородка, выросшего на российском черноземе и воспитанного на началах народной мудрости. Практическая сметливость и врожденная проницательность дополняли его широкий, гибкий и емкий ум. Он приобретал и накоплял знания своим природным умом и путем интуитивного проникновения в самую суть, сердцевину вещей. Честность, доброта, порядочность, скромность, отзывчивость определили его духовную структуру»[6].

Рэгби. И поражения и победы… Спортивное турне маньчжурских атлетов в Ниппон и Корею // Рубеж. 1935. № 21. Русская коллекция Гавайского университета

В 1935 г. в Японии побывала русская сборная команда Маньжу-Го, проведя дружеские встречи в Модзи, Кобе, Токио, Киото и Симоносеки. Во время поездки русские спортсмены Виктор Афиногенов, Юрий Малиновский, К. Хампель, И. Турбин познакомились с японскими спортсменами, которые готовились к олимпийским играм в Берлине в 1936 г.[7]

Для русских людей занятие спортом было не только развлечением или средством для поддержания здорового духа, но и возможностью заработать деньги. В апреле 1938 г. американец Е. Петерсен задумал совершить океанский переход из Шанхая в Америку на обыкновенной китайской парусной джонке «Хумель-Хумель» (Hummel-Hummel) водоизмещением 9 тонн и длиной 36 футов.

На ее борту находились и двое русских моряков: Николай Н. Перминов, 25 лет, и Владимир А. Ермолов, 21 год, оба уроженцы Харбина[8]. Русские моряки говорили о себе: «По профессии мы – механики. Мы служили на американской шхуне в Шанхае, когда встретились с капитаном Петерсеном, задумавшим свое путешествие через Великий океан. Так как мы оба хотели попасть в Америку, мы предложили свои услуги в качестве команды. Он согласился и обещал заплатить нам жалованье и использовать свои связи, чтобы нам позволили остаться в Америке. 28 апреля т.г. мы отправились в путь…. Сильным ветром наше суденышко несколько раз относило в море. У нас кончились продукты, и перед нами был уже признак голода, когда, наконец, увидели берега Ниппона»[9].

По прибытии экипажа в Иокогаму джонку пришлось поставить в ремонт. Плохая погода заставила путешественников задержаться в Японии дольше, чем предполагалось, но в дальнейшем они продолжили путь и успешно переплыли Тихий океан, зайдя 3 октября 1938 г. в порт Сан-Пьеро. Правда, Петерсен сразу сбежал и не оказал помощи русским, не имевшим виз.

Оргинский Г. На утлой шаланде через Тихий океан!.. Русские – половина экипажа «Хумель-Хумеля» // Рубеж. 1938. № 32. Русская коллекция Гавайского университета

Старшее поколение эмигрантов любило следить за спортивными состязаниями[10]. Их можно было видеть и на ежегодных состязаниях профессиональных борцов сумо[11]. Известным спортсменом, борцом профессионального сумо и абсолютным чемпионом был Тайхо Коки (настоящее имя Коки Ная). За свою карьеру он 32 раза выиграл Императорский кубок: достижение, до сих пор не превзойденное. Отец Тайхо, Маркиан Борышко, был украинцем из села Рунивщина современной Харьковской области. Он служил в царской армии, стал офицером, но революцию не принял и в Гражданскую войну сражался с красными. В 1919 г. Маркиан появился на Сахалине и поселился на японской части острова, в маленьком прибрежном городке Сикука (ныне Поронайск), где начал разводить лошадей. У супругов Борышко было обширное хозяйство, они сами пахали и сеяли, пасли коров и овец, выгуливали лошадей, ухаживали за черно-бурыми лисицами, пекли и продавали хлеб. Современники описывают Борышко-сана как человека очень видного: высокого и широкоплечего. По городу он всегда ходил в костюме-тройке и с тростью, правда, мало кто знал, что у Маркиана были больные ноги. В него пошел и сын. Он вырос таким же высоким (187 см) и статным, японцы считали его одним из самых красивых мужчин своей страны. 190-килограммовый богатырь не давал никому из своих соперников шанса победить его на протяжении нескольких десятилетий.

Мать чемпиона японка Ная Кие была моложе мужа на 18 лет. В семье Борышко родилось четверо детей, среди которых Коки, или Иван, как называл его отец, был младшим. Он появился на свет 29 мая 1940 г., когда отцу исполнилось 56, а матери 38 лет. Во время Второй мировой войны, когда Красная Армия вошла в южную часть Сахалина, старшего Борышко взяли на службу в качестве переводчика, а В 1949 г. арестовали и осудили на 10 лет. На свободу он вышел в 1954 г., но все попытки разыскать семью, успевшую вовремя убежать в Японию, были напрасными. В дальнейшем Иван использовал только японское имя, а фамилию взял у матери. Он никогда не скрывал своего украинского происхождения, и в 60-х гг., когда стал известным, в японских газетах появились статьи по этому поводу.

Борцы сумо. Из Русского альбома. Конец XIX в. Частная коллекция

Профессиональным сумо юноша начал заниматься с 1956 г. под фамилией Ная. В 1959 г. он взял себе псевдоним «Тайхо», что переводится как «огромная птица». «Большой размах крыльев этой птицы, – рассуждал учитель юного борца, – будет символизировать значительные перспективы Коки. К победе он будет не идти, а лететь!» В январе 1960 г. он перешел в высший дивизион японской профессиональной лиги сумо, в феврале получил приз мужественного борца, свой первый приз за технику борьбы, а в сентябре выиграл свой первый Императорский кубок.

Отец чемпиона умер в 1960 г., когда сын впервые завоевал чемпионский титул[12]. В 2000 г. японец Итиро Фудзимори, начав поиски следов отца великого мастера сумо, встретился с русскими и японскими гражданами, проживавшими на юге Сахалина в начале 1920-х гг., и посетил родину М. Борышко – село в Харьковской области. Ему удалось уточнить немало сомнительных сведений. «К сожалению, – рассказывал Итиро, – я не нашел подтверждения еще одному интересному факту, якобы Маркиан Боришко в 1941 г. получил благодарность премьера-министра Японии господина Тодзио за поставку лошадей для японской армии»[13].

Тайхо приводят в пример молодым борцам как образец трудолюбия и прилежания на тренировках, он много и напряженно тренировался до самого конца карьеры в 1971 г. Как исключительный ёкодзуна, он получил личную именную лицензию, отделился от родной школы и возглавил клуб сумо Тайхо-бэя[14]. В феврале 1977 г. спортсмен перенес инсульт и был частично парализован, но благодаря интенсивной программе реабилитации ему удалось частично восстановиться.

Как тренер Тайхо ничем особенным себя не проявил. Не сделал он и административной карьеры. После выхода на пенсию и передачи дел зятю, Отакэ-ояката, он, тем не менее, сохранил связи со школой. На склоне лет, он поддерживал связи с Украиной и Россией, интересуясь судьбой отца. В 2002 г. он посетил Украину и разрешил местным любителям сумо проводить кубок его имени. В 2011 г., во время визита в Японию президента Украины В.Ф. Януковича, спортсмен был награждён украинским орденом «За заслуги» III степени.


[1] Оргинский Г. Русский чемпион Ниппон // Рубеж. — 1937. — № 30 (24 июля). — С. 20, портр.

[2] Курбский И. Вся Япония скорбит о смерти русского эмигранта: (Некролог) // Рус. жизнь. – 1957. – 5 февр.; Спортсмен. Памятник русскому спортсмену в Японии // Рус. жизнь. – 1979. – 6 окт.

[3] Сута — фамилия 須田, как правило, произносится как Суда, однако Старухин, вероятно, хотел оставить часть своей русской фамилии.

[4] См. Подробнее: www.htb.co.jp:vision/kokoro/ 「心の中の国境 – 無国籍投手スタルヒンの栄光」.

[5] Ленков А. Памяти друга-борца // Рус. жизнь. — 1972. — 26 окт.

[6] Иванов С.Д. К венку на могилу В.И.Волхонцова: (Некролог) // Рус. жизнь. — 1973. — 4 нояб.

[7] Рэгби. И поражения и победы… Спортивное турне маньчжурских атлетов в Ниппон и Корею // Рубеж. – 1935. — № 21 (18 мая).

[8] Оргинский Г. На утлой шаланде через Тихий океан!.. Русские – половина экипажа «Хумель-Хумеля» // Рубеж. – 1938. — № 32 (6 авг.). – С. 2, ил.

[9] Ларсен А. Колумбы наших дней. Американец, ниппонка и двое русских в утлой китайской джонке переплыли Великий океан // Рубеж. – 1938. — № 49 (3 дек.) – С. 1 – 3: ил.

[10] На ледяном поле: Каток у подножья Фудзи-ямы, где можно упражняться зимой и летом // Рубеж. – 1942. — № 10 (14 марта). – С. 15, ил.; См. также: Петрова Е. Зимний спорт в Ниппоне: Лыжные состязания на курорте в Каруизаве // Рубеж. – 1943. — № 3 (20 янв.) – С. 9, ил.

[11] Оргинский Г. Спорт, которому 2000 лет! Национальный спорт Ниппона – борьба сумо // Рубеж. – 1938 — № 9 (26 февр.) С. 12, ил.

[12] Украинские родственники величайшего японского борца сумо коки тайхо… http://fakty.ua/74461-ukrainskie-rodstvenniki-velichajshego-yaponskogo-borca-sumo-koki-tajho-zhivucshie-v-zachepilovskom-rajone-harkovskoj-oblasti-possorilis-iz-za-nasledstva-chempiona-kotoroe-ocenivaetsya-v-neskolko-sot-millionov-dollarov

[13] Знаменитый национальный герой Японии – Йокудзун сумо Коки Тайху – родом из Поронайска [Электронный ресурс]. URL: http://merkulov.tripod.com/TEXTS01/TA.HTM

[14] Великий японский борец сумо Коки Тайхо планирует нынешним летом посетить свою вторую родину – Сахалин .23.02. ТИА «ОСТРОВА» (ЕЛЕНА ТРЕТЬЯКОВА. http://merkulov.tripod.com/TEXTS01/TA.HTM

Автор: Admin

Администратор

Добавить комментарий

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial