Об отказе премьер-министра Японии Кисида Фумио идти на выборы

Олег Казаков

14 августа 2024 г. премьер-министр Японии Кисида Фумио неожиданно заявил о том, что он не станет выдвигать свою кандидатуру на пост главы правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) на предстоящих в сентябре внутрипартийных выборах. Такое решение в политической системе Японии означает, что в скором времени премьер-министром страны станет другой человек. Почему Ф. Кисида принял такое решение и что будет дальше? – подобные вопросы активно обсуждаются в том числе и в российских СМИ.

Можно сразу отмести версии «конспирологического» характера, сводящиеся к тезису о крахе внешней политики Японии, сделавшей неправильный выбор в пользу сотрудничества и поддержки США, например, по украинскому конфликту. Дело в том, что японцев прежде всего волнует ситуация в самой Японии, а не где-то за её пределами. Опросы в Японии последнего времени показывают падение доверия к действующему кабинету и лично Ф. Кисиде не по линии внешней политики или даже экономики (дешёвая иена, рост инфляции), а по вопросам другого рода, в частности, морально-этического поведения японских политиков. В трудный для Японии период граждане страны требуют от руководства соблюдать чистоту в политике.

Отмечается, например, негативное отношение граждан к скандалу вокруг религиозной организации «Союз семей за всеобщий мир и объединение», которую в Японии часто именуют старым названием «Церковь объединения», которая, по мнению японцев, при поддержке ряда местных политиков занималась вымогательством у своей паствы. А интерес широких слоёв населения к Церкви объединения возник из-за убийства 8 июля 2022 г. гражданином Японии бывшего премьер-министра Абэ Синдзо, который якобы эту организацию поддерживал. Следствием установлено, что безработный убийца испытывал ненависть к Церкви объединения, поскольку она выманила у его матери в качестве пожертвований почти все деньги, что привело семью к банкротству и нищете. Оказалось, что Церковь объединения действительно имела своих поклонников в коридорах японской власти, в том числе и в правящей ЛДП, но, по иронии судьбы, сам С. Абэ в их число не входил. Считается, что именно со скандала вокруг Церкви объединения началось серьёзное падение рейтинга Ф. Кисиды. В итоге в декабре 2022 г. в Японии был принят закон, регулирующий пожертвования религиозным организациям, включая группу, известную как бывшая Церковь объединения.

Другой скандал разгорелся в конце 2023 г. вокруг нарушений при сборе политических пожертвований. Внутрипартийные группы депутатов в ЛДП – фракции устанавливали для своих членов нормативы по сбору средств путём продажи билетов на платные собрания. Если кто-то из членов фракции перевыполнял установленную норму, разница между нормой и реально собранной суммой, как предполагается, возвращалась ему в виде так называемого отката без соответствующего отражения в финансовой отчётности. Сообщается, что в первую очередь скандал касался фракции, которую ранее возглавлял С. Абэ. Нарушения были и во фракции экс-генсека ЛДП Тосихиро Никаи, а также внутрипартийной группе, которой до декабря прошлого года руководил Ф. Кисида. Однако нарушения в этих двух фракциях были не такими масштабными. В итоге, эти три внутрипартийные группы объявили о своём роспуске. Своих постов уже лишились 15 политиков, включая министров, госминистров, парламентских заместителей министров и представителей руководства ЛДП, которые были членами фракции С. Абэ.

Что касается экономической ситуации в Японии, то она продолжает оставаться сложной, но наиболее трудный этап её восстановления после COVID-19, вероятно, уже пройден. По предварительным данным, ВВП Японии вырос на 3,1% в годовом исчислении в реальном выражении в период с апреля по июнь 2024 г. по сравнению с предыдущим кварталом. Личное потребление выросло на 1,0%, что стало первым ростом за пять кварталов. Капитальные вложения увеличились на 0,9%, а инвестиции в жилье – на 1,6%. Экспорт вырос на 1,4%. Динамика – позитивная.

Решение премьер-министра Ф. Кисиды не баллотироваться в сентябре для переизбрания на пост лидера ЛДП вызвало неоднозначную реакцию у людей по всей Японии, некоторые из которых были озадачены. При этом характерно замечание лидера крупнейшей в оппозиции Конституционно-демократической партии Идзуми Кэнта, который сказал, что в кризисные моменты ЛДП уже не впервые прибегает к методу смены своего лидера и, соответственно, премьер-министра с целью обеспечить выживание партии и заставить общество позабыть прошлые проблемы за счёт нового старта. Он считает, что обществу не следует попадаться на эту удочку. Тем не менее, практика такова, что партийные лидеры с низким рейтингом в Японии действительно уходят, чтобы забрать с собой накопившийся негатив и дать возможность кандидатам с незапятнанной репутацией возглавить партию и вести её к победам. В отличие от ряда других стран японские политики традиционно готовы жертвовать личными амбициями ради своей партии и интересов Японии. Так, на парламентских выборах в октябре 2025 г. ЛДП уже с новым лидером получает шанс на более высокий результат.

Очевидно, что наибольший ажиотаж возник среди потенциальных кандидатов на эту вакансию. Сегодня называются имена ряда кандидатов: экс-министра обороны Исибу Сигэру, генсека ЛДП Мотэги Тосимицу, министра экономической безопасности Такаити Санаэ, министра по вопросам цифровизации Коно Таро, главы МИД Камикаву Ёко, экс-министра охраны окружающей среды Коидзуми Синдзиро, бывшего генсека правительства Като Кацунобу… Однако только выборы, которые уже назначены на 27 сентября, покажут, кому партийный избиратель отдаст свой голос.

Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что следующий лидер ЛДП и премьер-министр Японии не станет менять внешнюю политику страны, сохранив фундаментальную приверженность курсу сотрудничества с США по вопросам безопасности и базовым принципам G7. Очевидно также, что отношения с Россией не начнут восстанавливаться до тех пор, пока не прекратится конфликт на Украине. В контексте российско-японских отношений можно отметить озабоченности, связанные со сменой поколений и уходом из политики людей, которые в Японии активно способствовали развитию отношений с Россией. А как следующее поколение японских политиков будет воспринимать своего ближайшего соседа – Россию во многом будет зависеть в том числе и от сегодняшних действий российской стороны в отношении Японии.

Автор — старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Китая и современной Азии РАН

Автор: Admin

Администратор

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial