31 января — 30 апреля 2024 года
Японские экслибрисы из собрания Тверской областной картинной галереи
Кто видел времена года, тот видел всё
Японская мудрость
Время – одна из неразрешимых загадок, стоящая перед человеком с момента его рождения. Задолго до появления древних государств люди вглядывались в созвездия, наблюдали за светилами, замечали, как сменяют друг друга день и ночь, ощущали повторяющийся природный цикл.
Своё познание мира каждая цивилизация заключила в системе исчисления времени – то, что теперь мы называем календарём. Сейчас, в начале привычного для нашей жизни календарного года Тверская областная картинная галерея открывает выставку гравюр, созданных для ежегодного календаря Японской ассоциации экслибриса.
После открытия японских границ в 1889 году не только весь мир был увлечён японской эстетикой, но и Япония с интересом воспринимала новые тенденции в искусстве. Одним из таких явлений, которое японцы страстно полюбили, стало искусство экслибриса. В 1943 году в самый разгар экслибрисной «лихорадки» была создана Японская ассоциации экслибриса, просуществовавшая более семидесяти лет до 2020 года. Ежегодно Ассоциация выпускала календарь, состоящий из двенадцати экслибрисов, прикреплённых каждый к своему месяцу. Экслибрисы создавали известные японские графики и выпускались малым тиражом, поскольку каждая гравюра печатался вручную. Они выполнены в излюбленном для Японии виде искусства – ксилографии (гравюра на дереве) и прикреплены к бумаге, сделанной ручным способом, с шероховатой структурой и неровными волокнистыми краями.
С 1873 года Япония, как и большинство стран, перешла на григорианский календарь, но вглядываясь в представленные на выставке произведения, можно заметить несколько особенностей: неделя начинается с воскресенья, а месяцы обозначены только арабскими цифрами в сочетании с суффиксом 月, что переводится и как «месяц», и как «луна». Поэтому иногда можно встретить выражение «месяц первой луны» и другие поэтичные названия месяцев, пришедших из традиционного лунно-солнечного календаря. К примеру, месяц март, когда в Японии начинает восходить первая зелень, назывался «месяцем произрастания». Подобные названия как нельзя лучше передают ощущение природных сезонов, а связь с четырьмя временами года в японской культуре занимает важнейшее место. Так, японские мудрецы говорили, что тот, кто видел времена года, тот видел рождение, взросление, любовь и смерть.
Как уже говорилось, после открытия границ в Японии наблюдалась активная европеизация жизни. Искусство не оставалось в стороне от этого общего процесса. Пересмотр отношения к традиционным основам искусства послужил толчком к возникновению движения «сосаку ханга» («новой гравюры»). Молодые художники ставили целью создание новой гравюры, которая могла бы передать мироощущение эпохи в сочетании с японским своеобразным художественным мышлением. Важнейшим введением «сосаку ханга» было выдвижение на первое место творческого начала. Отныне мастер сам непосредственно участвовал во всех трех процессах создания гравюры — рисунок, гравирование и печатание. Исполнение всех процессов самим художником открывало новые возможности для выражения мыслей и чувств мастера, давало в большей степени, чем прежде, ощущение индивидуальной манеры автора.
Творчество каждого художника зачастую представляет собой сложный сплав, своеобразное сочетание и преломление иногда противоречивых явлений, но всё же в развитии японской гравюры проявились несколько ведущих направлений. Наиболее полно на выставке представлены два из них – это традиционное направление и направление художников-декоративистов.
В экспозиции можно видеть старейших мастеров традиционного направления – Сэмпан Маэкава, Масао Маэда, Окииэ Хасимото, Кихатиро Симосава и других, в чьём творчестве сохраняются традиции национальной графики.
Своеобразие искусства художников-декоративистов во многом определяется богато развитыми декоративными традициями национального искусства. Также их творчество имеет склонность к различным поискам и экспериментированию. Это направление прекрасно иллюстрируют своими работами Умэтару Адзэти, Хидэ и Юдзабуро Каваниси, Киёси Сайто, Дзюнитиро Сэкино, Фумио Китаока, Томоо Инагаки.
Более тридцати ярких представителей «сосаку ханга» показаны зрителю на выставке «Мириады дней в Стране восходящего солнца», изображающие любимые темы японского искусства. Это животные и птицы, цветы, предметы быта и прикладного искусства, пейзажи, полные покоя и безмятежности, настраивающие на созерцание и размышление. Глядя на них, понимаешь, насколько разнообразно восприятие окружающего мира и как интересно погрузиться в атмосферу иного мировоззрения и отношения к жизни.