Тверская картинная галерея открыла выставку японских экслибрисов

Новая гравюра Страны восходящего солнца

Экслибрис, что в переводе с латинского означает «из книг», – это печатная или декоративная этикетка, вклеиваемая в книгу для обозначения владельца. Традиция украшения документов особыми знаками существовала со времен Древнего Египта.

А история экслибриса как символического и декоративного оттиска, используемого для обозначения права собственности на книги, началась в Германии вскоре после появления книгопечатания. В XVI веке над экслибрисом работали такие выдающиеся мастера, как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший и Ханс Гольбейн Младший, их влияние на декоративные стили Германии ощущалось на протяжении всех последующих столетий.

С середины XIX века западная цивилизация стала знакомиться с традициями, культурой и искусством Японии. Это стало одним из факторов появления стиля модерн. Художники стран Западной Европы, США и Российской империи под влиянием японской ксилографии стали стилизовать символику, орнаменты, пластику изображений.

А японские художники поддались влиянию западной цивилизации, которое продолжалось в течение всего ХХ века. Они совмещали традиционные сюжеты и особенности композиции японской гравюры с западными стилями. Одним из явлений, которое японцы страстно полюбили, стало искусство экслибриса.

На сайте Тверской картинной галереи рассказывается о том, что в 1943 году была создана Японская ассоциации экслибриса, просуществовавшая более семидесяти лет. Ежегодно она выпускала календарь, состоявший из двенадцати экслибрисов, прикрепленных каждый к своему месяцу. Экслибрисы создавали известные японские графики и печатали вручную малым тиражом. Они выполнены в излюбленном для Японии виде искусства – ксилографии – и прикреплены к бумаге, сделанной ручным способом, с шероховатой структурой и неровными волокнистыми краями.

Европеизация жизни в Японии усиливалась, не оставалось в стороне от этого процесса и искусство. Пересмотр отношения к традиционным основам искусства послужил толчком к возникновению движения «новой гравюры». Молодые художники ставили целью создание гравюры, которая могла бы передать мироощущение эпохи в сочетании с японским своеобразным художественным мышлением. Особенностью «новой гравюры» стало выдвижение на первое место творческого начала. Отныне мастер сам непосредственно участвовал во всех трех процессах создания гравюры – рисунка, гравирования и печатания. Исполнение всех процессов самим художником открывало новые возможности для выражения мыслей и чувств мастера, давало в большей степени, чем прежде, ощущение индивидуальной манеры автора.

В развитии японской гравюры проявилось несколько ведущих направлений. Наиболее полно на выставке представлены два из них – это традиционное направление и направление художников-декоративистов, своеобразие искусства которых во многом определяется богато развитыми декоративными традициями национальной культуры. Также их творчество имеет склонность к различным поискам и экспериментированию.

На выставке «Мириады дней в Стране восходящего солнца» (6+), сообщает ТОКГ, представлены работы из собрания областной картинной галереи, которые знакомят с творчеством более тридцати авторов «новой гравюры». На гравюрах, созданных для ежегодного календаря Японской ассоциации экслибриса, изображены любимые темы японского искусства. Это животные и птицы, цветы, предметы быта и прикладного искусства, полные покоя и безмятежности пейзажи.

Марина Бурцева

Источник

Автор: Admin

Администратор

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial