Компания «Цифровое телевидение» (ЦТВ), которой принадлежит часть каналов ВГТРК и «Ростелекома», в начале лета запустит телеканал Fan, на котором будет транслироваться японская анимация.
Об этом сообщает «Коммерсант».
Многие считают аниме японскими мультиками для детей. Однако это не так. Аудитория поклонников жанра чрезвычайно разнообразна и не зависит ни от возраста, ни от профессии, ни от социального положения. Что касается детей, то здесь все гораздо серьезнее, и иногда куда опаснее. По крайней мере так уверяют противники японской мультипликации. Среди последних порой встречаются ученые, психологи и даже священники.
Аниме — единственный в мире жанр мультипликации, которому все возрасты покорны. Родиной и основной фабрикой производства аниме продукции является Страна восходящего солнца. Аниме и манга давным-давно стали неотъемлемой частью японской популярной культуры. Начиная с пятидесятых годов, когда в продаже появились недорогие домашние телевизоры, анимационные сериалы прочно поселились на японских телеканалах. Первым таким сериалом стал созданный Осаму Тэдзукой Tetsuwan Atom. За десятилетия своего существования этот мультипликационный жанр к настоящему времени не только не выдохся, но и продолжает захватывать мир.
В Японии ежегодно выпускается около 50 новых аниме, а по японскому телевидению еженедельно их транслируется около 80. Зрительской аудиторией выступает большинство населения Японии независимо от пола, возраста, образования и социального статуса. Начиная с победного шествия «Покемонов», аниме широко распространилось из Японии по всему миру и составляет сейчас около 60 % от всех мультипликационных телесериалов на планете.
Отношение к аниме в России неоднозначное. Некоторые называют их «някающими имбицилами».
Психологи уверяют, что аниме вредно для детской психики, поскольку подобно наркотику уводит от реальности. Ополчились на анимешников и отдельные представители церкви. В РПЦ носятся с идеей создать сообщество экспертов, которые остановят свободное распространение аниме по России. Профессор кафедры эстетического воспитания Уральского государственного педагогического университета Станислав Погорелов предложил натравить на аниме специально обученных психологов и педагогов, которые должны будут просматривать японскую медиапродукцию на соответствие ее восприятия детской психикой. Бесконтрольное распространение аниме, как считает профессор, грозит увеличением экстремистских субкультур, ведущих к суициду и различным зависимостям.
Как правило такие оценки исходят от людей никогда не смотревших аниме, либо знающих о них понаслышке.
От одного уже взрослого анимешника довелось слышать, что когда он учился в школе, по телевизору в начале двухтысячных запустили сериал «Покемоны», поклонниками которого в России моментально стали миллионы детей. Так вот, учителя в школе пугали родителей, что мол насмотрятся дети покемонов и прыгают с пятнадцатого этажа, воображая себя Пикачу.
«Прошу прощения, но если дети с головой не дружат, причем здесь аниме?!», — философски рассуждает повзрослевший анимешник.
А что говорят нынешние поклонники этого жанра?
«Гражданские силы.ру» провели интернет-опрос фанатов японской мультипликации. Как выяснилось, многим из нынешних анимешников любовь к этому жанру привили их родители. Выросло уже не одно поколение людей, воспитанных на манге (японские комиксы) и аниме.
«Аниме с детства люблю. Меня мама на Наруто подсадила», — сообщила пользователь Sakura (13 лет). И в это легко поверить. Одна моя сорокалетняя знакомая — взрослая серьезная женщина, успешный дизайнер уже много лет является не то что поклонником, а настоящим фанатом («отаку», как говорят в Японии) аниме. Насмотревшись «Наруто» она изучает ниндзюцу — боевую технику ниндзя при этом преподавание ведет настоящий сенсей из Японии. Собирает манги (комиксы) и статуэтки любимых персонажей. Питается исключительно суши и ездит на японском автомобиле. Повзрослев подростки-анимешники порой продолжают быть верными своему увлечению и переносят его в свою взрослую жизнь.
«У меня полгруппы анимешники. Сидим болтаем постоянно про Наруто и прочую аниметщину», — сказал «Гражданским силам.ру» студент мединститута скрывающий под никнейном Prozerus.
Считает ли будущий врач аниме вредным и опасным?
«2010 год: аниме зло, посмотрите что дети после просмотра «Эльфийской песни» творят?! Аниме убивает наших деток. 2018 год: «открываем канал с аниме», — иронизирует студент медик.
На вопрос, чему его лично научило аниме, отвечает: «Лично меня научило ценить дружбу, быть жертвенным, а не эгоистичным». И добавляет откровенно: «и шутки шутить тупые».
Аниме — чрезвычайно разнообразно. Есть там и глупые, откровенно нравственно и художественно неполноценные работы. Однако есть и серьезные, вдумчивые вещи, которые учат жертвенности, миролюбию, вечным ценностям. Взять хотя бы работы мэтра жанра — Хаяо Миядзаки, создавшего такие шедевры как «Принцесса Мононокэ», «Тоторо», «Унесенные призраками». Каждый находит в аниме то, что считает для себя нужным.
Тем не менее, в европейских странах и США японская мультипликационная продукция проходит обязательную предварительную оценку, с определением возрастной аудитории.
Сергей Путилов