«Чаять нечаянного»: выставка работ художницы Елены Волковой

«Чаять нечаянного». Выставка работ художницы Елены Волковой, члена Алтайского краевого отделения Общества «Россия-Япония»

8-го ноября 2022 года в Барнауле откроется выставка работ художницы Елены Волковой, члена Алтайского краевого отделения Общества «Россия-Япония». Выставка называется «Чаять нечаянного». Она является продолжением фестиваля «Момидзи», прошедшего 5-6 ноября 2022 года. На выставке экспозиция Е. Волковой будет представлена целиком.

…Каллиграфические листы с «Антологией дзэн 15 века», со стихами японских поэтов, Владислава Ходасевича, Осипа Мандельштама, Иосифа Бродского, — кто, как не поэты и философы могут быть проводниками и подсказчиками нашим мыслям о ведании неведомого, говорении о несказанном, непостижимом и случайном?

Графика эмалью и спиртовыми красками на пластиковых панелях расскажет о возникновении искусства «кинцуги», — золотого ремонта керамических изделий.

Именно это искусство трансформирует неприятную случайность — разбитую чашку — в новое произведение, где соавторы — керамист, нечаянность и отчаяние… и, наконец, реставратор. Кинцуги — яркая иллюстрация умения ценить изъяны и ошибки, обретения новой цельности через их признание, осознание, преодоление и даже предъявление миру.

На экспозиции представлены также работы в технике росписи по шелку с применением различных видов потали — окаленной, жидкой, золотой, серебряной.

* * *

Наш человеческий вид немного самонадеянно именуется Homo sapiens, хотя не приходится отрицать, что и Рацио, и Иррацио переплетаются в нашем мышлении, поступках, судьбах.

Осознанность, намеренность, стройное и ясное целеполагание – великолепная основа для нашей практической жизни, но чаще всего реальность будет отличаться от плана, даже глубоко проработанного.

Господин Великий Случай, нелепая случайность, счастливый случай – случайности под разными именами обретаются за пределами нашего контроля, а зачастую и понимания, и всегда вносят свои поправки.

Есть удивительные сферы человеческой практики, где эти непознанные закономерности – случайности – мастера умудряются поставить себе на службу: литература, музыка, керамика, научный эксперимент, синхронный перевод… пожалуй, сама Поэзия во всех своих проявлениях специализированной деятельности.

В культурах Восточной Азии лучшие достижения мастеров высокого ремесла, поэтов своего дела, именовали «кражей у неба», подчеркивая в этом названии, что мастер создал изделие при участии материала, стихий, небесной помощи. Желая добиться «искусной безыскусности», шероховатости, терпкого вкуса «сибуй», непреднамеренности, «как бы случайности», японские гончары и керамисты годами вникали в особенности взаимодействия огня и материалов, оттачивали движения рук до ритуала и уточняли до песчинки составы глины и глазурей. В результате мастера предъявляли миру удивительное явление – запланированную спонтанность.

Возможно ли сплавить воедино два начала, рациональное и иррациональное? Сплавить – нет, но в запланированной спонтанности тушевых линий и пятен дзенской монохромной живописи эти два полюса становятся на некоторое время нераздельны, оставаясь неслиянными.

Противоположности немыслимым образом сближаются и высекают мощную энергию парадоксальной гармонии, которая живет сквозь века, и мы ее ощущаем и сегодня. Идет ли речь о контроле над случайностью? Неужели можно и ее стреножить, управлять ею? Оседлать саму неуловимость и править ею, навязав свою волю? Вряд ли, даже тщательно изучив процесс и глубоко вникнув в его закономерности. Но можно быть именно соучастником, соработником, идя в одном потоке, понимая и принимая его течение, отдаваться ему, сохраняя чуткость и трезвомыслие, одновременно проводя свою волю и отдаваясь на волю случая.

Это, что и говорить, – идеальное, чаемое, труднодостижимое состояние.

Но всегда можно глубоко, сокровенно, почти не сознаваясь самому себе, надеяться или чаять такую драгоценную нечаянность, небесную помощь, прибавку к тому, что мы делаем, «присыпку сверху» к нашим стараниям – «…и чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд», словами Бориса Пастернака.

Панно «Восхождение к красоте» из восьми пластиковых панелей иллюстрирует историю возникновения в 15 веке искусства Кинцуги, что означает буквально «золотой ремонт».

Японский сегун Асикага Ёсимаса, волевой воин и утонченный ценитель чайной церемонии, разбил свою любимую чайную чашу. Желая вновь обрести именно ее, он повелел отправить на починку «заморским мастерам» в Китай. Получив долгожданную чашу, был разгневан: трещины были тщательно и искусно скреплены скобками, как практиковалось и было принято в те времена. Но эти скрепки оскорбили эстетические чувства сёгуна, он приказал японским мастерам восстановить чашу, и чтобы это было красиво!

Трудно сказать, как долго шли поиски и эксперименты, но наконец перед глазами сегуна предстала чаша, где трещины были не замаскированы, а напротив, сияли золотом, словно на чашу была наложена золотая сеть.

Мастера подобрали клей из смолы вишневого дерева; лучшей кисточкой после всех проб стала кисть из женских волос; сверху была нанесена золотая пудра.

Это была та же чаша, но теперь у нее было «прошлое» – золотые трещинки как часть ее пути и судьбы. Подчеркнутое особенным образом несовершенство придавало чаше новую красоту и уникальность. Суровый Асикага был пленен новым обликом чайной чаши, а в Японии появилось искусство реставрации – Кинцуги.

Волей случая и неловкость, и разбитая чаша, и гнев правителя – все переплавилось в импровизацию золотыми линиями на керамике благодаря виртуозности и изобретательности мастеров – чем не восхождение!

Это искусство переводит отчаяние несчастной случайности в новый тип красоты. На предмет, созданный в определенном стиле, словно накладывается абстрактная золотая сеть и трансформирует его первоначальный смысл, не просто добавляя рисунок естественной линии разлома на его поверхность, но создавая новый смысл предмета, придавая ему многослойность и новую ценность. Уникальность первозданная присоединяет уникальность пересоздания, а не просто починки. Облик воссозданного предмета совсем не чаянный, как бы получившийся волей судьбы, но непременно через мастерство появляется нечаянная радость, нечаянная красота.

Искусство ценить изъяны, ошибки, неудачи, несовершенства через осознание, переосмысление и преодоление представляет собой ценность не только для керамистов. Мы можем поучиться у них извлечению новых смыслов, умению принимать свои разломы и сколы; подумать, как и чем их починить, как обжить свои несовершенства и примириться с ними…

Выставка «Чаять нечаянного» продлится до 3 декабря в галерее «Турина Гора» (Барнаул). Часть работ уже было представлена на фестивале «Момидзи», полноценная выставка работ Е. Волковой – его продолжение.

Случайность во всех ее проявлениях, — все, что следует за «Вдруг»… «Внезапно…» «Однажды…» и возможность ее предчувствия, граница контроля нашего сознания — вот тема, на которую приглашает поразмышлять выставка «Чаять нечаянного».

Приглашаем вас посетить выставку − и вместе задуматься о Случайном, его предвестниках и его дарах, его влиянии — в эксперименте, творчестве, вдохновении, вере и неверии,— в его бесконечных проекциях на нашу жизнь.

Алтайское краевое отделение
Общества «Россия-Япония»

 

Автор: Admin

Администратор

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial