В начале XX века русская живопись искала новые формы и способы выражения прекрасного, осмысления окружающего мира. Двумя веками ранее Пётр I хотел «прорубить окно в Европу» во всех сферах жизни включая искусство. В 20-м столетии русское искусство попыталось приоткрыть окно прямо противоположное. Окно на Восток. В том числе и в Японию [1, с.7].
Полстолетия назад волна увлечения японским искусством уже обрушилась на Европу. Так, импрессионисты ввели в европейскую живопись ряд новшеств непосредственно под впечатлением от японской живописи (например, вдохновляясь японскими гравюрами укиё-э А. Хиросигэ или К. Хокусая) [2, с.34-35].
В сравнении с европейской русская живопись испытала гораздо меньшее влияние искусства этой страны [1, с.8-9] и во многом опосредованно – благодаря первой [3, с.72]. Но тем больший интерес представляют картины, в которых мы можем обнаружить это влияние. Об одной из таких картин мы и поговорим далее.
«Натюрморт с японской гравюрой» был создан живописцем Кузнецовым Павлом Варфоломеевичем в 1912-1913 годах [3, с.80]. По выражению Дьяконовой Е.М. и Азадовского К.М., этот натюрморт стал редкой «одинокой» картиной в его творчестве (т.е. не вошедшей в какой-либо цикл работ), но в то же время «открытием и интерпретацией» художником Японии и японского искусства [3, с.80].
Подлинные причины и обстоятельства создания этой работы установить сложно. Кузнецов П.В. известен, прежде всего, как певец Заволжских степей (родился в Саратове, ученик другого известного саратовского живописца – Борисова-Мусатова В.Э.) и Средней Азии (широко известны его «Киргизская сюита», литографские серии: «Горная Бухара», «Туркестан»). И появление картины, столь прямо обращающейся к японскому искусству, остаётся загадкой.
Возможно, на написание им этой картины его вдохновила работа Поля Гогена со схожим названием «Натюрморт с японской деревянной гравюрой» 1889 года? Её, по мнению Николаевой Н.С., художник мог увидеть на выставке в 1906 году в Париже [Цит. по: 3, с.81]. Однако фактических подтверждений этому нет. Да, и промежуток в 6 лет между 1906 и 1912 годами тоже довольно продолжительный, чтобы служить подтверждением этой версии.
Хотя, что бы вы сказали, глядя на эти полотна? Есть между ними что-то общее?
Поскольку, японская гравюра – центр натюрморта Кузнецова, было бы интересно определить и отсылку к какому произведению осуществил автор? Возможно, его сюжет может как-то объяснить смысл и значение картины?
Однако, точно можно сказать лишь, что на «Натюрморте…» изображена гравюра Китагавы Утамаро [3, с.80] – одного из выдающихся мастеров укиё-э и, кроме того, признанного певца женской красоты. А вот название гравюры в общедоступных описаниях работы Кузнецова П.В. не приводится. Возможно, это гравюра «Западная станция. Красавица в сером кимоно» (1795-1796 гг.)?
При внешней лаконичности и сдержанности (сравните, например, с работой Поля Гогена) «Натюрморт с японской гравюрой» Кузнецова П. В. так и остаётся для зрителя тайной. Но таким образом, на наш взгляд, автор лишь точнее передаёт суть японского искусства, неповторимое очарование культуры этой страны.
Литература:
- Коньшина Н.Д. Влияние японской культуры на литературу и живопись России конца XIX – начала XX века: Автореф… дис. канд. культурологии. – Саратов, 2006. – 20с.
- Импрессионисты / Дэвид Бойл.; пер. с англ. С. Загорской. М.: АСТ: Астрель, 2005. – 144 с.: ил.
- Азадовский К.М., Дьяконова Е.М. Бальмонт и Япония. Издание второе, исправленное и дополненное — СПб.: Нестор-История, 2017. — 304 с.
Иллюстрации:
- Кузнецов П.В. «Натюрморт с японской гравюрой», 1912-1913 гг. – Интернет ресурс: https://www.liveinternet.ru/users/feigele/post438734560/
- Поль Гоген «Натюрморт с японской деревянной гравюрой», 1889 г. – Интернет ресурс: http://www.artfrance.ru/
- Китагава Утамаро «Западная станция. Красавица в сером кимоно»,1795-1796 гг. – Интернет ресурс: https://ukiyo-e.org/image/mfa/sc156959
Автор статьи: Маргарита Баютова,
член Курганского областного отделения ОРЯ