О проведении фестиваля «Японская осень – 2020»

Кимоно. Веер. Зонтик, оставленный кем-то.
Дуновение…
Колокольчика звук у бамбуковой флейты.
Просветление…

От циновки соломенной ласковый шорох.
Лишь фантазия…
Тростника на мансарде нетронутый ворох.
Это Азия…

Чайный куст и магнолии тонкая ветка.
Нить изящества…
В зимнем небе эскиз, чёрной сакуры сетка.
Метка качества…

И в молчании вечном гора Фудзияма,
Как сокровище…
Здесь дыханье дракона – подножье вулкана,
Путь к чудовищу…

Самурая любовь, как поддержка от воина.
Лук со стрелами…
И зияет, саднит страсти рана-пробоина.
Руки белые…

Икебана и минка. Священная ниша,
Всё без изъяна…
Пол, покрытый татами, походка не слышна.
Маска обмана…

Иероглифов вязь на бумаге нетленная.
Снега дух…
Мудрый ворон летит, а за ним вся Вселенная.
Мысли вслух…

Фестиваль «Японская осень» проходит в Кургане уже не первый год и каждый раз его лейтмотивом становится то или иное явление японской культуры прошлого и настоящего: поэтическая традиция сложения танка и хайку, история садово-паркового искусства, манга и аниме.

В этом году темой фестиваля стали японские национальные искусства – чайная церемония, оригами, сибори, икебана, японский театр – Но, Кабуки, Бунраку.

Хочется сразу отметить, что состоявшийся фестиваль не обошелся без приятных неожиданностей и сюрпризов. В самом начале к нам обратилась Ольга Рыжова, человек творческий и талантливый, уже давно увлеченный японской культурой, пишущий стихи – именно ее стихотворения открыли фестиваль и представлены в данной публикации.

3 октября — Первый день фестиваля был посвящен искусству японской чайной церемонии тя-но ю, чайной эстетики ваби-тя, выдающимся чайным мастерам – Мурата Дзюко, Такэно Дзёо и Сэн-но Рикю.

Зал был полон – история создания чайной церемонии, длиною почти в две сотни лет, непростые судьбы людей, создавших облик японских чайных садов с их каменными дорожками – родзи, чашами для омовения – цукубаи, умиротворенность и простота чайного действа заворожила всех присутствующих.

Всех пришедших объединили чай, поэзия, воспоминания – у кого-то были увлечены японской культурой родители и передали любовь к этой стране своим детям, кто-то служил на кораблях дальнего плаванья и не раз посещал Страну восходящего солнца, кто-то с детства зачитывался произведениями японской литературы…

Разговор за чаем сменился просмотром художественного фильма выдающегося режиссера Хироси Тэсигахара «Рикю», посвященный одному из основоположников тя-но ю, придворному могущественного Тоётоми Хидэёси, создателя неповторимого стиля японской керамики раку Сэн-но Рикю.

11 октября — Второй день фестиваля прошел под знаком японского искусства – музыки, оригами, сибори, икебаны.

Первый час встречи был посвящен национальным японским музыкальным инструментам – тайко, сякухати, бива, кото, сямисену, особенностям их строения и создания, которые не изменились за сотни лет, неповторимому звучанию. Спустя время, уже по завершении мероприятия, присутствующие еще долго делились впечатлениями от исполнительского мастерства музыкантов, запоминающихся тембров японских барабанов и флейт.

Вторая часть Дня искусств погрузила присутствующих в атмосферу древней и средневековой Японии, в эпоху, когда на острова с континента попала бумага и постепенно завоевала сердца людей – следуя за воображением и совершенствуясь от века к веку, японцами было создано искусство оригами.

Говоря об оригами ХХ-го века, невозможно было обойти стороной имя выдающегося мастера, замечательного человека Акиры Ёсидзавы, чьи работы говорят о необычайном трудолюбии и любви к людям.

Мастерство японцев проявилось и в их способах окраски ткани, одним из которых был узелковый батик-сибори, в составлении композиций из цветов.

Итику Кубота и Софу Тэсигахара – вот имена тех, без кого невозможно представить эти искусства в ХХ веке; тех, кто поддержал и возродил древние японские национальные искусства в новых условиях, кто вдохнул в них новую жизнь, не дав уйти в прошлое.

18 октября — Третий день фестиваля был посвящен исключительно японскому театру.

Конечно, рассказать о многовековых театральных традициях Страны Восходящего Солнца в одной лекции было бы крайне сложно, да мы и не ставили себе такой цели. Мы только постарались пробудить интерес к до сих пор не совсем понятому театральному миру Японии прошлого и настоящего.

Были прочитаны фарсы кёгэн, важной составляющей театрального действа Но, – «Даймё и гусь», «Женщина, вымазавшаяся тушью» и «Бог Дзидзо из Кавакадо».

А завершился фестиваль «Японская осень – 2020» видеолекцией и стихотворением Ольги Рыжовой, посвященным кукольному театру Бунраку:

Сундук историй

(японскому кукольному театру)

Вечер. Уходят домой изумлённые люди.
Полный историй сундук и страстей на замке…
Куклы бунраку людские истории судят.
Всё – в потаённом заблудшей души уголке.

Вот император японский заносчивый чинный
И у красавицы катится капля-слеза.
Но унывать не приходится, нет и причины:
Меч самурайский, гром молний, горят небеса.

Добрый сказитель-певец, тихий голос гидаю,
Старый, как век, в три струны дорогой сямисэн.
И драгоценной становится гибель чужая…
Мудрый дракон-победитель, герой мизансцен.

Дробь барабанов, поклоны и пьесе венец,
Аплодисменты и мастер с куклой в руке…
Ночь, куклы спят, и легенде приходит конец.
Полный историй сундук и страстей на замке…

Приятным сюрпризом для организаторов фестиваля стал подарок, сделанный одной из его гостей. Татьяна Слабодина – профессиональный художник, дизайнер. Последние несколько лет она посвящает своему любимому занятию – созданию авторских кукол. Уважаемая Татьяна преподнесла фигурку Чайного мастера, выполненную в смешанной технике на основе сухого валяния.

Каким же вышел Рикю из рук мастера Татьяны?

Он только что приготовил чай, взял чашку в руки и вдруг… увидел цветок, только что распустившийся на засохшей сливовой ветке! Что это? Знак? Символ быстротечности бытия или того, что нужно ценить каждое мгновение, уметь видеть в мире Красоту!

Рикю…
Замер на ветке цветок
И чай в грубой чаше…

На второй нашей встрече, посвященной японским искусствам, мы познакомились с другим замечательным человеком – Надеждой Шушариной, работающей в технике лоскутного шитья и, в частности, боро.

Боро – очень интересная техника лоскутного шитья, с помощью которой сегодня создают одежду, аксессуары для дома. Эта техника похожа на грубые заплатки, уложенные друг на друга, с необработанными краями, прошитые ручными стежками в несколько слоев. Возникла она в Японии в эпоху позднего средневековья – крестьяне при помощи нее приводили свою одежду в порядок.

Надежда занимается лоскутным шитьем уже много лет, ей нравится из разрозненных лоскутков создавать теплые, «домашние» работы, даровать им новую жизнь. Перед вами две салфетки, выполненные в технике боро.

Горы в тумане…
Две палочки-хаси
Осени зыбкий мост…

Видеосюжеты, посвященные японским драматургии и театру:

https://yadi.sk/i/07U23c2V-ydzvg
https://yadi.sk/i/3vCt4BcMxZZiLQ

Автор статьи: Данилова Ю.Н., руководитель Курганского областного отделения

Фото: Данилова Ю.Н.

Автор: Admin

Администратор

Добавить комментарий

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial