А диалог культур можно вести и в онлайн-формате
За последние лет десять ценители культурного досуга привыкли к тому, что осень в Москве – японская. В сентябре-декабре традиционно проводятся разнообразные культурные мероприятия. Танцы «бон-одори», лучники «ябусамэ», традиционные барабанщики и японская кухня, музыкальные вечера и многочисленные лекции о японской культуре ежегодно собирают многие тысячи японофилов всех возрастов. По понятным причинам в этом году произошло серьезное переформатирование большинства культурных событий, не исключая и мероприятия «Японской Осени-2020».
Так, ожидаемый многими самый масштабный и яркий фестиваль современной японской культуры J-FEST тоже будет проведен в онлайн-формате и начнется позже, чем обычно – с 15 ноября. Популярность японской культуры не только в России, но и во всем мире зашкаливает уже не первый год, и это не случайность.
Для широкого зрителя подобные фестивали – чаще всего развлекательные мероприятия. Для более любознательной части аудитории – образовательные. Однако в эпоху глобализации культура – это еще и мощный экономический инструмент. Если примерно до середины прошлого века культура работала на политику и была изящным вариантом пропаганды, то ближе к концу двадцатого, и уж тем более в 21-м веке национальная культура помогает зарабатывать на мировых рынках. Не зря же возникли такие выражения, как «культурный экспорт» и «культурный маркетинг». Японские традиции и японский креатив – один из самых привлекательных и сильных в мире примеров «культуры на экспорт» и сплава культуры с экономикой.
Ключевые мероприятия в российско-японской культурной сфере проводятся в последние годы при финансовой поддержке Международного фонда Шодиева, одним из приоритетных благотворительных направлений которого является японское.
Основатель Фонда Фаттах Каюмович Шодиев, член комисcии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, объясняет феномен популярности японской культуры так: «В XXI веке одним из показателей вклада в мировую культуру ЮНЕСКО называет «Экспорт креативных продуктов», а это не то же, что классическая культура. Почему Япония сегодня заслужила титул «культурной сверхдержавы»? За разнообразие: рядом с вековыми классическими форматами у них и ультрасовременные, рядом с гейшами — роботы. Фонд с особенным удовольствием поддерживает такие мероприятия, как J-Fest, поскольку они приносят в Россию японский креатив. Нам хотелось бы, чтобы японский пример мотивировал Россию разработать соответствующую времени концепцию международного культурного влияния в мире».
Фестиваль J-Fest Фонд Шодиева финансирует в качестве генерального спонсора десять лет подряд. Незабываемые гастроли театра Сётику Гранд Кабуки в Москве и в Петербурге в 2018 году – тоже один из резонансных культурных проектов Фонда. В 2019 году Фонд оказал значительное содействие в проведении Перекрёстного Года России-Японии. Сам Шодиев – известный японовед, предприниматель и меценат непосредственно патронирует такие мероприятия.
Параллельно с фестивалем японской культуры в России спонсорскую поддержку Фонда с 2015 года получает Фестиваль российской культуры в Японии. За это время свыше 1000 выдающихся представителей сферы оперы, балета, театрального и киноискусства внесли свой вклад в миссию культурного сближения России и Японии. Среди них Валерий Гергиев с Мариинкой, Светлана Захарова и Ульяна Лопаткина, Камерный хор Московской консерватории и многие другие.
3 ноября стало известно, что японская сторона высоко оценила активный многолетний вклад Фаттаха Шодиева в диалог культур Японии-России. Он удостоен одной из высших наград Японии: Ордена Восходящего Солнца с золотыми лучами на шейной ленте. Показательно, что меценат получил почти одновременно две высшие правительственные награды от обоих государств, ради культурного сближения которых он уже свыше 20 лет занимается гуманитарной деятельностью и поддержкой международных культурных обменов – в этом же году он награждён российским орденом Дружбы.