В Калужском музее изобразительных искусств 12 сентября открылась выставка «Искусство Японии».
В экспозицию вошли работы Кацусика Хокусай, Утагава Хиросигэ, Утагава Куниёси. Среди них — женские портреты, пейзажные гравюры, иллюстрации, предметы была и декора, свитки, а также модели кимоно и другой национальной одежды. Вниманию зрителей также представлены разные другие виды японского искусства: живопись тушью «суми-э», гравюры на дереве «укиё-э», так называемые «картины изменчивого мира».
Кураторы выставки отмечают, что необходимо уметь читать свитки, чтобы понять всю глубину японской культуры.
Основные эстетические принципы – это способность ценить красоту и наслаждаться ею, умение обращаться к природе как к сокровищнице прекрасного. Формат горизонтального или вертикального свитка связан с формой рулона шелка — одного из самых ранних носителей письменности на Дальнем Востоке. Живопись на свитках шелка или бумаги не имеет рамы, четкой границы между изображением и окружающим пространством. Европейскому взгляду оказалось сложно приспособиться и к технике живописи, и к организации пространства в изображении. В классической восточной живописи пространство выстраивается с помощью особой системы приемов. Четко обозначенные деталями или тональными акцентами. Планы композиции на вертикальных свитках легко расслаиваются, часто отделенные друг отдруга туманными полосами пустоты. Эти паузы в изображении и диагональные композиции помогают неторопливо переходить от рассматривания первого плана к дальним, создавая эффект глубины пейзажа. В горизонтальных свитках, рассчитанных на медленное рассматривание по ходу чтения справа налево, этот временной аспект живописи еще более очевиден.
«Суми-э» или «суйбокута» — японская монохромная живопись тушью. Этот стиль живописи был заимствован японскими художниками из Китая в XIII — XIV веках, а к концу XV в. превратился в основное направление живописи Японии.
Мягкое прикосновение кисти, обильное использование воды и уникальность сюжета — все это составляет отличительные черты стиля «суми-э». Он характеризуется использованием черной туши (суми), твердой формы древесного угля или производимой из сажи китайской туши, которая растирается в тушечнице, разбавляется водой и наносится кистью на бумагу или шелк. Монохромность предлагает мастеру обширный выбор тональных вариантов, которые называют иногда «цветами туши». «Суми-э» допускает использование и других красок, но ограничивает его тонкими, прозрачными мазками, которые всегда остаются подчиненными линии, исполненной тушью, или свободному растеканию, выражающим многообразие серых переходов тонов, чистоту белого листа и сильной энергии черной туши.
Выставка продлится до 3 ноября.