Подходит к концу учебный год в российских вузах. Быстро, очень быстро промелькнут каникулы, а с их окончанием придет и новый учебный год. А значит, перед преподавателями снова встанут вечные вопросы: как сделать занятия максимально эффективными и интересными?..
Для студентов, изучающих английский язык в Омском государственном университете имени Ф.М. Достоевского (ОмГУ), у преподавателей на этот счет есть собственные know-how. C 2020 года студенты ОмГУ имеют возможность общаться с японскими сверстниками, участвуя в нескольких online-проектах, и помогать им изучать русский язык через общение в Flip (параллельно оттачивая свой английский при записи роликов не только на русском, но и на английском). Инициаторами этих проектов стали преподаватели японских университетов Кансай Дайгаку и Осака Дайгаку. С российской стороны инициатором, организатором и куратором данных проектов стала доцент кафедры иностранных языков для специальных целей ОмГУ и региональный представитель Общества «Россия-Япония» Л.В. Жилина.
Суть проектов состоит в том, что российские и японские студенты снимают видео на заданные темы, а потом выкладывают их на интернет-платформу и активно обсуждают, делясь впечатлениями о своих работах и работах коллег. Говоря точнее, участники проектов на платформе Flip создают презентационные видеоролики, рассказывая о себе, своих увлечениях и планах, смотрят презентации друг друга, комментируют их и задают вопросы в видео-чате. За короткое время на платформе Flip были реализованы такие проекты, как «Вот это моя Елка», «Вы любите готовить?», «Покажи мне свой город!», «Декламируем стихи», «Поем “Паприку” по-русски».
Как отмечают российские участники, «благодаря проекту наши студенты получили в первую очередь опыт бесценного общения со сверстниками из другой страны, смогли совершенствовать иностранный язык, записывая ролики и комментарии, а главное – научились не бояться говорить на иностранном языке и выражать свои мысли и эмоции, научились записывать и монтировать видео, писать тексты для выступления на камеру. И самое важное – мы увидели, что японцы такие же, как мы – им интересно учиться, узнавать новое и общаться!»
Много времени уделяется в проектах знакомству японских студентов с российскими реалиями, достопримечательностям Омска. «Я решила показать Омский государственный драматический театр, так как это — одно из любимых мест наших омичей, — пишет одна из российских участниц проекта. — В ходе подготовки видео я изучила историю, репертуар театра и биографии актеров. Я очень хотела поделиться этим со студентами японского университета. Было очень приятно отвечать на комментарии и видеть, что ребятам действительно интересны достопримечательности Омска. Мне очень интересно общаться с людьми, которым тоже нравится театр. Через некоторое время студенты японского университета выложили свои видео. Было очень интересно знакомиться с культурой Японии, которую показали наши японские сверстники».
Сильной мотивацией для российских участников стала возможность больше узнать о японской культуре, пообщаться с иностранными студентами, улучшить свой разговорный английский. А вот для омского студента, с которым беседовали другие российские участники, самым трудным оказалось придумать идею для видео, в частности, для проекта «Вы любите готовить?». «Нужно было использовать какой-то простой, но интересный рецепт, так как длительность видео была ограничена одной минутой, но при этом хотелось рассказать о чем-то, что привлекло бы внимание других участников». Ему было интересно работать над видео на уроках английского языка, а «потом смотреть видео, которые записывали японские студенты, узнавать об их городах, о любимых блюдах».
«Эти проекты дали нам не только возможность подтянуть английский, но и возможность познакомиться с секретами японской кухни, с японской культурой и со сверстниками из страны Восходящего солнца, у которых схожие с нами интересы. – таково мнение одного из участников. — Мы все радуемся, когда нам хорошо, грустим, когда нам плохо, и злимся, когда нас что-то не устраивает. Этот проект дал нам понимание того, что все люди одинаково хотят внести вклад в этот мир, быть частью чего-то большого».
«Мне кажется, все эти проекты достигли своей цели – стали своеобразным мостиком общения на платформе Flip между российскими и японскими студентами в условиях невозможности очного, живого общения, – делает вывод студент-первокурсник ОмГУ. — Проекты также способствовали знакомству студентов с культурой другой страны, с ее кухней, дали возможность применить на практике полученные знания английского языка и навыки живого общения. Все студенты-участники как с российской, так и с японской стороны, получили море незабываемых впечатлений и эмоций, приобрели бесценный опыт общения на иностранном языке с представителями другой страны».
Читал и конспектировал
Евгений Кручина,
Ответственный секретарь Общества «Россия-Япония»
Источники:
-
- Интернет-проекты омских и осакских студентов в год российско-японских межрегиональных и побратимских обменов
- Студенты ОмГУ в проекте «Покажи мне свой город!» (2022)
- Екатерина Чащина. Омские и осакские студенты стали участниками ряда интернет-проектов
- А. Бускина, П. Гладких, А. Голан, К. Кожина, А. Панова. Приятно познакомиться!
- Р. Никипелова, А. Голан, А. Панова. Студенты ОмГУ в проекте «Покажи мне свой город!». 自分 の都市を見せてください!
- Елизавета Зырянкина. Участие в международном онлайн-проекте: перспективы для нашего развития
- Максим Киреев. Японцы помогают нам учить английский или что такое flip и с чем его едят