Где ни бываю, всегда ищу японский сад или хотя бы подобие его. Видела классический в Уэно – самом старом парке Токио, неплохой есть в петербургском Ботаническом саду.
Не думала, что в Батуми сразу два японских два сада. Один старинный, тоже в Ботаническом саду, основанном еще в 19 веке. Идея создания большого ботанического сада принадлежит российскому ученому Андрею Краснову. Сначала он решил разбить его близ Сочи и купил там дом с наделом земли. Однако многие кусты и деревья погибли, не выдержав зимних холодов. Через пару лет ученый оказался неподалеку от Батуми, где несколько лет назад высадил около ста растений из Азии. К его удивлению, все растения, при полном отсутствии ухода, прекрасно выжили, даже разрослись.
Краснов понял, что ошибся с местом, и начал пробивать идею Ботанического сада в Батуми. Под проект выделяются деньги, покупается земельный участок. В 1912 году сад открыт, через три года его основатель умирает. Эстафету принимает грузин Ясон Гордезиани, друг Краснова, тоже ученый, садовод и дизайнер. До Батуми успел поработать в Лондонском ботаническом саду, который считался лучшим в мире.
Сакура появилась в Ботаническом саду Батуми еще при Краснове, в 1913 году. И несколько ее экземпляров сохранились до сих пор! В 2004 году фитогеографический отдел сакуры Батумского сада пополнились еще тремя ее формами. В 2015 году тут появилась целая Долина Сакуры с четырьмя новыми формами. Апрель – месяц цветения японской вишни в Ботаническом саду Батуми.
К сожалению, я была зимой, и ее нежно-розовые облачка не увидела. Зато мне удалось познакомиться с новым Японским садом на старом Батумском бульваре рядом с университетом Шота Руставели. 5 сентября 2017 года местные СМИ сообщили, что «власти города стремятся сделать его еще более интересным для посетителей, и поэтому прокладывают все новые туристические маршруты. В сентябре, например, стартовал проект по строительству японского сада, который расцветет на Батумском бульваре возле Университетской площади».
Рядом с университетом, в самой красивой части города, на территории в 1020 кв. м. разбили классический Японский сад. Сначала два противоположных входа украшали традиционные красные тории. Сейчас остались одни ворота, у самого универа, исчезновение вторых мне никто не смог объяснить. Может, это и правильно, ведь тории одновременно и вход, и выход.
Закругленные тропинки среди декоративно обрезанной травы плутают и выводят разными путями к прудику. В центре сада – пруд с традиционными карпами кои (и не только), здесь несметное множество молодняка серых, черных, оранжевых, белых и розовых тонов, надежно укрывающегося в камнях и скалах на самом дне. Горбатый красный мостик как будто перекочевал храмового комплекса Асакуса. Беседка невысокая, островерхая, отдаленно напоминающая пагоду. Лавочки – из огромных камней, слегка обработанных. Деревья и кусты фигурно обрезаны. Очень хороши японские клены, которые и зимой не потеряли своей живописной багряной листвы. Листики маленькие, довольно твердые, некоторые – золотистые, с бордовой окантовкой.
Немало каменных фонарей, начиная с совсем низких, и до высоких, резных. Есть кацуги — фонари с обилием вырезанных украшений. И оки-гата — компактные маленькие фонарики. Расставленные вдоль запутанных садовых дорожек, они не столько освещают, сколько рассеивают свет. У юкими-гата другое название – «снежный фонарь». Он приземистый, с широкой крышей, защищающей в снегопад. Юг-то юг, но два снежных февральских дня город уже пережил.
Как все японское, сад полон символики. Каменные фонари японских садов ведут начало от ритуальных курительниц благовоний в святилищах Будды. Беседка с острой крышей – как бы модель пагоды, камни – это как скалы и горы. Прочла, что даже мостик в саду не случайно имеет такую форму. Как символ жизненного пути, он не должен быть прямым: детство – начало моста, зрелость – самая высокая его точка, довольно крутой спуск – старость.Священные карпы-кои в прудах японского сада — земные дети мифологического дракона, из которых вырастут настоящие драконы, покровители водной и воздушной стихий. Дракон – хранитель водоема и скрытых в нем сокровищ. Тории же — ритуальные врата, граница между миром земным и сакральным. Ну и можно тут вспомнить миф о богине Аматэрасу, которую поджидали на насесте собранные окрест петухи. Ведь она унесла с собой солнце. Так что тории, возможно, произошли от птичьего насеста.
Вот сколько тайн хранит в себе маленький садик всего-то в 10 соток размером. Мы с внучкой почти каждый день бродили по его плутающим в траве дорожкам. Она спрыгивала с коляски, и мы играли, притворяясь, что мы заблудились. Я делала вид, что не нахожу дороги назад, а она лихо бежала вперед, неизменно поворачивая к пруду с рыбками. Поднявшись по довольно высокому мостику (ох, нелегки эти жизненные преграды!), мы долго смотрели на чинно выплывающих из камней белых и черных карпов, спускались на другой край озерца к молодняку, для которых у нас была припасены остатки лепешки. Полли бросала крошки малышам, те налетали всей тучей, жадно разевая крошечные ротики. Но после внушения служителя Большого аквариума в парке («Нельзя кормить рыб!») мы свою благотворительность свернули – просто искали выход из лабиринта, подбирая в изумрудно зеленой траве багровые звездочки клена. Чудо какое красивое и тихое местечко в большом и шумном городе…
Ирина Крайнова
Фото автора и из Инета