Восприимчивость и устойчивость японской музыкальной культуры к иностранным влияниям

[Текст статьи впервые опубликован в следующем издании: Судьбы национальных культур в условиях глобализации: между традицией и новой реальностью : сборник материалов V Международной научной конференции (г. Челябинск, 29—30 сентября 2022 г.) / под ред. Р. А. Бадикова. — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2022.]

Первая встреча автохтонных музыкальных традиций Японии с иноземными музыкальными культурами произошла в период Асука (552-645). В эти годы континентальная культура «наслаивалась» на местные обычаи, но ещё не «растворялась» в японской культурной среде [1, с. 30].

Ассимиляция континентальной культуры началась с эпохи Нара. Этот процесс происходил путём адаптации духовных достижений Китая, Кореи, Индии и других древних государств к местным традициям. К примеру, в эпоху Нара в Японии появилось синкретическое учение рёбусинто, объединявшее в себе синтоизм и буддизм школы Махаяны [4, с. 24]. Подобные процессы происходили и в музыкальном искусстве.

Одним из важнейших заимствований того времени была китайская придворная музыка гагаку. По-китайски эти иероглифы читаются как «яюэ». В Китае они обозначали конфуцианскую ритуальную музыку, но японцы на самом деле заимствовали музыку придворных увеселений «яньюэ», которая являлась в то время новым «гибридом» китайской и туркестанской музыки [3, с. 42].

Китайский оркестр яюэ

В VII веке в японской придворной музыке гагаку существуют такие направления: китайская музыка эпохи Тан, музыка корейских государств, и, что важно отметить, появляется термин «вагаку», обозначающий японскую музыку [4, с. 25].

Исследователь Н. А. Иофан, ссылаясь на данные японского музыковеда Ко Иба, приводит численные соотношения музыкантов дворцового управления (музыкальной палаты) Гагаку-рё в начале VIII века: 144 музыканта исполняли китайскую музыку тогаку, 72 корейскую – комагаку, и 250 певцов, инструменталистов и танцоров исполняли музыку японского стиля вагаку [4, с. 26]. Эти цифры говорят нам о том, что японская музыка явно не оставалась в тени континентальной. Позже, в IX веке, была создана и вторая музыкальная палата – Оутадокоро, которая занималась только музыкой вагаку [3, с. 39].

Китайская музыка привнесла в культуру Японии стройную систему, основанную на пентатонике. Но этот музыкальный пласт больше относился к музыке аристократической среды. А в народной культуре бытовали песни сайбара, которые вместе с синтоистскими песнопениями норито заложили основу японской музыки вагаку. Звукоряды этих песен отличались от китайской пентатоники.

Иофан также отмечает, что основа инструментальной музыки гагаку была китайской, а в вокальной музыке главенствовали японские принципы. Звукоряды этих разных систем существовали параллельно [4, с. 28]. В музыке сайбагаку встречалось даже такое явление: вокальная партия записывалась в одной тональности, а инструментальная – в другой. Этот феномен осмыслялся в ключе древнекитайской музыкальной традиции. Считалось, что противопоставление тональностей символизирует дихотомии: небо – земля, мужское – женское, светлое – темное, высокое – низкое [4, с. 31]. Таким необычным образом японские музыканты ассимилировали чужеземную традицию в своей стране.

В периоды Асука и Нара Япония восприняла от континента множество новых музыкальных инструментов. Но не все прижились в японской музыкальной культуре. В императорской сокровищнице Сёсоин сохранены 27 видов древних музыкальных инструментов, которые вышли из употребления в Японии. Среди них – арфа куго, пришедшая из Персии через Китай, лютня у-сянь пипа, известная в Японии как гогэнбива и ведущая происхождение из Индии, лютни гэнкан, имеющие круглый корпус, китайские цитры кин, сицу-но кото, многоствольные флейты пайсяо, продольные флейты досё, древнекорейская цитра сирагигото, индийские барабаны в форме песочных часов, завезенные из царства У [3, с. 36].

В период Камакура народная крестьянская музыка и музыка дзэн-буддизма, пришедшего из Китая, начинают формировать новые направления в японском искусстве. Культуре самурайства становятся созвучны героические сказы под аккомпанемент бивы, музыкально-танцевальные сценические «состязания», театрализованные представления саругаку, дэнгаку, сольное исполнительство на флейте сякухати. Появляется театр Но, ставший синтезом пластического, литературного и музыкального искусства. В этом театре была выработана уникальная музыкальная система, отличающаяся от гагаку формой, ладовой и метроритмической организацией [3, с. 48].

В XVI веке японцы впервые познакомились с европейскими музыкальными инструментами и западным музыкальным мышлением. Христианскими миссионерами были завезены клавикорд, клавесин, портативный орган, лютня, шалмей, ребек. Некоторые исследователи считают, что японский смычковый инструмент кокю был создан под влиянием ребека. Японцы, обратившиеся в христианство, обучались пению под аккомпанемент органа-позитива, учились игре на европейских музыкальных инструментах [3, с. 52].

Гравюра Утагава Садахидэ (1860)

Европейская музыка вызвала большой интерес у жителей Японии, но значительного влияния на традиционную музыку не оказала. Уже сложившаяся собственная музыкальная система проявила устойчивость к совершенно новой и чужеродной. Чтобы избежать политического и культурного воздействия на страну и возможной колонизации, Япония закрылась от западной культуры до эпохи Мэйдзи.

С китайской культурой взаимодействие не прекратилось. В XVII веке в Японии появляется музыка династии Мин, а в начале XIX – династии Цин. Эта инструментальная и вокально-инструментальная музыка получила название минсингаку. Конфуцианское влияние Китая привнесло закрепление за каждым сословием своей музыки. Но эти нововведения не имели большого значения в истории японской музыки. К тому же, в Японии были противники конфуцианства: в XVIII веке представители Школы национальных наук высказывались о негативном воздействии Китая на японскую культуру [3, с. 50].

В связи с курсом на модернизацию страны, с 1868 года японцы начали активно приобщаться к культуре Запада. Исследователь У. Мольм высказал мнение, что в эпоху Мэйдзи «западная музыка воспринималась скорее как необходимая структура, без которой невозможно полноценное функционирование новых для Японии социально-экономических систем и новой армии» [Цит. по: 6, с. 58].

Приобщение японцев к западной музыкальной традиции первоначально происходило и благодаря европейским военным оркестрам. Но японцы слепо не заимствовали европейские марши. Им удалось объединить западный жанр с собственной традицией. Еще в XII-XIII веках в Японии существововал военный эпос gunka, который исполняли под сопровождение бивы. В период Мэйдзи этим термином стали называть песни, связанные с темой патриотизма [6, с. 59].

В этот период Япония искала культурные ориентиры для создания образа «страны, разделяющей фундаментальные ценности мировой культуры, но в то же время являющейся самоценной и неповторимой частью мирового сообщества» [8, с. 39]. Под лозунгом «японский дух – западные знания» происходило развитие и национальной композиторской школы.

В 70 – 80-е годы XIX века композиторской деятельностью занимались европейские и американские музыканты. Они сочиняли марши, музыку для детей (жанр школьной песни сёка), делали обработки народных мелодий для фортепиано. В конце XIX века уже японские музыканты начинают осваивать западную музыкальную традицию. Приобретают большую популярность романсы, фортепианные миниатюры. В качестве текстов вокальных произведений использовалась японская поэзия тех лет.

В первой трети XX века формируется национальный композиторский стиль. Так, композитор Ямада Косаку интегрировал ладоинтонационность японской мелодики со структурой западной музыкальной вертикали. Также удалось перенести на европейскую основу образность и спектр эмоций традиционной японской музыки [2, с. 148].

Композитор Ямада Косаку

Ко второй половине XX века японские композиторы освоили различные авангардные техники: сонористику, сериализм, додекафонию. Велись поиски в сфере электронной и конкретной музыки.

Наряду с этими западными новшествами, японская композиторская школа осмысляет древние национальные традиции: обращается к фольклорным темам, устным и письменным художественным памятникам. На основе народных песен создаются произведения европейских музыкальных форм: фантазии, сюиты, рапсодии. В западные академические составы включаются национальные инструменты (к примеру, кото, бива и сякухати). Используются метрические структуры гагаку, фактурная организация инструментальной традиции данмоно, японская культура ритма и пауз (ikita ma) [9, с. 229].

Сейчас в японской композиторской традиции существует множество направлений. Японский музыковед Синохара Макото создал классификацию типов культурной интеграции западной композиторской системы и японской музыкальной традиции. К первому типу относятся композиторы, пишущие для национальных японских инструментов, но по принципам западной композиции. Ко второй категории исследователь относит композиторов с западным образованием, но работающих в традиционных для Японии музыкальных жанрах и формах. В третий тип входят композиторы, учившиеся японской канонической музыке, но сочиняющие для европейских инструментов. Четвертая категория – композиторы с образованием в рамках западной системы, пишущие для традиционных японских инструментов, используя западную композицию. И последняя категория – композиторы, работающие со смешанными ансамблями европейских и японских инструментов [7, с. 48].

Очень распространена в Японии в настоящее время массовая популярная музыка. Истоками этой музыки можно считать песни «рюкока», появившиеся в начале эпохи Мэйдзи, и включавшие в себя японские и западные модные мелодии [5, с. 214]. Расцвет популярной музыки в Японии пришелся на вторую половину XX века. Молодежь начала увлекаться джазом, кантри, рок-н-роллом. Создается новый музыкальный стиль, производный от рокабилли – рокабири. К 1959 году это направление достигает пика популярности: проводится первый рок-фестиваль, на котором побывало 45 тысяч поклонников этой музыки. Со стороны же консервативного старшего поколения последовала реакция, и рок-коллективы было запрещено показывать на телевидении. Но уже к 1965 году рок-музыка снова заявила о себе в Японии. В моду вошли электроакустические музыкальные инструменты. В 1980-е годы ярким представителем рока стала группа «X Japan». Интересным представляется факт, что музыканты иногда использовали в своих композициях и национальные инструменты. Стала известна всему миру музыка к анимэ. В этом жанре музыкальные композиции становятся «визитной карточкой» фильмов [5, с. 229]. Музыку анимэ исполняют поп-идолы Японии, и даже музыканты гагаку. К примеру, современный композитор Хидэки Тоги сочиняет музыку для анимэ, а также играет её на древнем традиционном инструменте хитирики.

Группа Wagakki Band

В Японии очень развиты современные технологии. Компанией Yamaha в начале 2000-х годов была разработана программа-вокалоид, имитирующая человеческий голос. Вскоре появилась виртуальная певица Хацунэ Мику, на концерты которой приходит масса поклонников. Создавались проекты с участием Мику в постановках театра Кабуки. В данном примере известность виртуальной певицы может помочь популяризации традиционного искусства среди молодого поколения японцев, увлеченных массовой культурой.

Подводя итоги, еще раз отметим, что японская музыкальная культура обладает уникальной способностью успешно ассимилировать иностранные музыкальные традиции, и это присуще ей с глубокой древности. Воспринимая и сохраняя всё лучшее, пришедшее извне, японцы создают собственную самобытную музыку. То, что способно нанести урон культуре, отторгается обществом. Эта способность сохраняется и в наше время, несмотря на процессы глобализации, приведшие к чрезмерному увлечению популярной музыкой. Думается, что проверенная временем на прочность японская музыкальная традиция будет и дальше успешно продолжать своё существование и ещё подарит миру много новых культурных достижений.

Список литературы

  1. Дубровская М. Ю. Кризисные эпохи в становлении музыкального наследия японцев (к постановке проблемы) [Текст] // Вестник музыкальной науки. – 2014. – №1 (3). – С. 29-36.
  2. Дубровская М. Ю. О формировании в Японии национальной композиторской школы (конец XIX – первая половина XX в.) [Текст] // Ежегодник Япония. – 2006. – Т. 35. – С. 143-159.
  3. Есипова М. В. Традиционная японская музыка. Энциклопедия [Текст] – М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2012. – 296 с.
  4. Искусство Японии : сборник статей / под. ред. И. Ф. Муриан [Текст] – М.: Издательство «Наука», 1965. – 148 с.
  5. Катасонова Е. Л. Мир популярной японской музыки [Текст] // Ежегодник Япония. – 2010. – Т. 39. – С. 209-232.
  6. Максимова А. М. Маршевость как знак эпохи Мэйдзи в творчестве Ямады Косаку [Текст] // Вестник музыкальной науки. – 2016. – №4 (14). – С. 58-63.
  7. Максимова А. М. «Этэнраку» и формирование композиторского фольклоризма в Японии [Текст] // Вестник музыкальной науки. – 2016. – №1 (11). – С. 45-50.
  8. Скворцова Е. Л. Влияние западной культуры и идеологии на духовную жизнь Японии [Текст] // Вестник культурологии. – 2020. – №1 (92). – С. 37-54.
  9. Снежкова Е. А. Традиционное и инновационное в японском композиторском творчестве второй половины XX века [Текст] // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2007. – №1. – С. 226-230.

Автор статьи: Лидия Шамсутдинова, член Курганского отделения ОРЯ, магистр философии

Иллюстрации взяты из открытой сети Интернет

Автор: Admin

Администратор

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial