В Японии с некоторым изумлением и даже шоком восприняли результаты недавнего правительственного доклада, который показал, что в стране по меньшей мере 245 тысяч детей соответствующего возраста не посещают начальную и среднюю школу. Это почти на 25 процентов больше, чем было зарегистрировано в 2020 году. И это абсолютный максимум за все время ведения подобной статистики.
Нет, эти дети не болтаются без дела, не шляются по улицам, не пьют пиво по подворотням. Япония – не та страна, где юные граждане остаются без присмотра, их и играющими на улице особенно не увидишь. Эти дети учатся, и учатся достаточно прилежно – но только дома, с использованием новейших цифровых пособий, часто с виртуальным соединением с учителем, иногда с реальным классом.
Как сообщается, растет и число школ, которые признают таких учеников своими и считают их «присутствующими на занятиях». Иными словами, как все чаще говорят в Японии, уже реально наступает эпоха, когда юный житель страны в сотрудничестве с родителями сам определяет место, где он будет набираться необходимых знаний.
Эксперты японского ведомства просвещения считают, что толчком к переменам стала история с коронавирусом, временное карантинное закрытие школ. Оказалось, что можно прожить и без посещения классов, у многих исчезло внутреннее психологические давление: все ходят в школу, а я – нет, я не такой, как все, я изгой! У обычного японца, даже маленького, такие комплексы очень сильны.
Но психология меняется – в том числе и у педагогов: многие сейчас готовы признать, что заставлять детей принудительно ходить в школу не стоит, главное создать условия для их нормальной учебы. И теперь опять немного цифр.
Еще в 2005 году японское министерство просвещения (оно именуется намного длиннее, так что его название укоротим) в принципе разрешило детям учиться дома при выполнении довольно длинного ряда условий. В 2019 году было всего 608 школьников, решившихся на такую систему. Однако в 2020 году – уже более 2,6 тысячи, в 2021 – свыше 11,5 тысячи. Это, конечно, капля в море 126-миллионной страны, но тенденция имеет место, и, как полагают, вряд ли она сойдет на нет с окончанием коронавирусных страхов.
Проблема, правда, в том, что в США и Британии, например, домашнее обучение признается официально. В Японии же обязательное образование предполагает посещение школы. И это законодательное ограничение только обходят признанием того, что учащийся дома как бы условно «присутствует в классе».
Но дело явно пошло – в Японии, например, нарастает число частных компаний, которые готовы оказать самое квалифицированное содействие тем, кто получает образование вне школы. Включая внедрение новейших компьютерных и визуальных технологий.