Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»
Морихиро Ивата — Заместитель художественного руководителя по балету Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им.А.С.Пушкина.
Балетмейстер, хореограф из японского города Иокогама — Морихиро Ивата, Заместитель художественного руководителя по балету Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им.А.С.Пушкина награжден Почетной грамотой Министра иностранных дел Японии. На пресс-конференции, посвященной этому событию в информационном агентстве ТАСС в Москве, Чрезвычайный и Полномочный посол Японии в России г-н Тоёхиса Кодзуки на хорошем русском языке поздравил лауреата с наградой и далее вёл свою беседу с журналистами на русском.
Экс-солист Большого театра России, Морихиро Ивата широко известен в мире балета. Более четверти века г-н Ивата вносит свой творческий вклад в укрепление и развитие культурных связей между Россией и Японией, за достижения в этой сфере ему и присуждена Почетная грамота Министра иностранных дел страны Восходящего Солнца. В своем вступительном слове на пресс-конференции г-н Посол подчеркнул, что, начиная карьеру в Большом театре в качестве солиста, Морихиро Ивата «очаровал зрителей всего мира и подарил мечту японским любителям балета». Этот факт стал ключевым в творческой судьбе Морихиро Ивата и тех, кто в Японии решил посвятить себя такому виду искусства. Вместе с тем, как справедливо заметил г-н Тоёхисо Кодзуки, «Морихиро Ивата пользуется любовью у многих россиян». «Он мой старый и личный друг, мы дружим несколько лет. Хочу пожелать ему дальнейших успехов и творческих достижений», — сказал г-н Посол.
Что же касается развития японского балета, высокопоставленный дипломат отметил: «Балет в Японии – это русский балет, это основа японского балета. Да, потом многие вносили свой вклад в японский балет. Но Майя Плисецкая, Владимир Васильев получили свои награды от Японского правительства. Японский балет воспитан россиянами»! – подчеркнул г-н Кодзуки. В свою очередь Морихиро Ивата рассказал о планах нижегородской труппы: «Сейчас стоит задача развития театра, очень хочу классический балет восстановить в новой версии. Один из них «Лебединое озеро», а также — «Жизель», «Дон-Кихот», «Баядерка». Основной классический репертуар сделаем и начнем развивать современное направление. Я поклонник русского балета. Для меня в приоритете – классический балет. Благодарен старшему поколению – это все русские педагоги, передавшие мне ценности русского балета. Хоть я и японец, но стараюсь сохранить русские традиции в балете».
Первым педагогом юного Морихиро был родной отец – руководитель балетной школы в Иокогаме, на родине лауреата. Вскоре последовали победы в национальных и международных конкурсах для юниоров. В 1995 году Ивата был принят в труппу московского театра «Русский балет», в 1996 стал солистом Большого театра в Москве, а в 2003 – первым-солистом иностранцем ГАБДТа. Одна из его многочисленных наград – национальная Премия – «Японцы, прославляющие Японию в мире».
На вопрос журнала «Международная жизнь» — Уважаемый г-н Морихиро, есть ли среди ваших воспитанников те, кому Вы могли бы передать эстафету культурной дипломатии в отношениях между Россией и Японией? Если да, то назовите, пожалуйста, их? — г-н Ивата ответил достаточно эмоционально: «Есть! Все!» – воскликнул он, – «Я знаю такие ценные вещи, о которых нигде в книгах не написано, и я с удовольствием делюсь своими знаниями с друзьями, они у меня есть, в том числе и в Большом театре, с моими молодыми друзьями. Я несколько лет работал в Улан-Удэ на озере Байкал, где люди меня очень хорошо понимают. Там я оставил вместо себя единомышленника Баярто Дамбаева, он продолжает учить молодое поколение артистов балета. В бурятском театре работают и многие японцы. В данный момент я тружусь в Нижегородском театре им. А.С.Пушкина, где много молодых талантливых артистов. Они, как губка, впитывают мои знания, а я хочу делиться с ними своим опытом».
О своей награде Мирохиро Ивата сказал так: «Эта награда для меня – высокая честь. Я гражданин Японии, но работаю в России. Награда японского правительства как гражданину Японии для меня очень дорога, т.к. японская сторона внимательно следит за тем, чтобы развивались дружественные отношения между Россией и Японией. Я очень счастлив».
Поскольку Почетная грамота была вручена Морихиро Ивате в рамках перекрестного Года, г-н Посол более подробно раскрыл эту тему, охарактеризовав Год как «очень большое мероприятие»: «Мы решили продлить Год культурных обменов до 2022-го и объявить его Годом межрегиональных побратимых обменов. Япония страна маленькая, расположенная с юга на север, — Россия огромная страна. Я сам посетил более 40 регионов России и вижу большой интерес к японской культуре. Я питаю большую надежду на развитие культурных обменов между Россией и Японией». По словам г-на Кодзуки, в программе Года запланировано 400 мероприятий. Пока же по городам России идет Большой фестиваль японской культуры, а церемония закрытия Года состоится в столичной гостинице «Космос».
Г-н Кодзуки добавил, что 26 октября в художественной галерее Зураба Церетели в Москве открывается выставка работ дипломатов, среди которых будет и картина самого Посла. В экспозицию также войдет икона, написанная его супругой, г-жой Кодзуки.