Культура женоподобных мужчин в Японии. Кто виноват?

Галина Дуткина, эксперт

Попалась интересная статья… Китайский автор задается вопросом, — кто виноват? Почему в современной японской культуре доминирует культ слабого изнеженного мужчины? И приходит к неоднозначному выводу, что все дело в театре Кабуки.

Вот вкратце его размышления:

От крутого парня до культуры «женоподобных мужчин»: кто стоит за подобной трансформацией?

Асиюки Накагуни. Два самурая. (Актеры театра Кабуки Араси Кицусабуро и Отани Томоэмон под сакурой). 1825 г.

В последние десятилетие в сфере развлечений в Восточной Азии приобрели колоссальную популярность «застенчивые субтильные подростки» и женоподобные мужчины-актеры. В Японии процесс начался даже раньше, чем в Южной Корее. За всем этим стоит Америка. Довольно длительное время после окончания Второй мировой войны Соединенные Штаты жестко переформатировали японское общество, занимаясь его кардинальной реконструкцией. В результате в японской культуре сформировался образ «сильной женщины» с одной стороны и «слабого мужчины» с другой, что оказало существенное влияние не только на культуру Японию, но и на культуру всего региона.

Прежде в Японии был очень популярен образ крутого парня, что называется, «крепкого орешка». Например, в 70-е годы прошлого века герой актера Кэна Такакура – полицейский инспектор Ямура в фильме «Опасная погоня» ( в оригинале 君よ憤怒の河を渉れ), − пользовался у японских зрителей огромной популярность. Однако с окончанием эпохи Сёва такие типажи («крепкие орешки») совершенно исчезли из кинематографа – и вообще из индустрии развлечений. На смену им пришли изнеженные, женоподобные герои…

Как могло это случиться? Тут необходимо вспомнить японского бизнесмена Джонни Китагаву, а также созданное им агентство по поиску талантов Johnny & Associates. Китагаву можно считать одним из пионеров современной японской индустрии развлечений и культа айдолов, никто не может тягаться с ним в статусе. Агентство по поиску творческих талантов Johnny & Associates создало большое количество известных бой-бэндов, в том числе SMAP и TOKIO. В 1995 году Такуя Кимура из группы SMAP снялся в рекламе новой помады. Его томный взгляд и эротические телодвижения вызвали у японских девушек бурю восторга. В результате вся партия помады была мгновенно распродана. Китагава всегда действовал в рамках американской стратегии. Его первая юношеская вокально-инструментальная группа сразу же после формирования дала концерт для служащих американской военной базы в Японии.

Почему в Японии победила культура женоподобных мужчин?

«Вакасю». Гравюра (якуся) Исикава Тоёнобу (ок. 1740). Актеры Кабуки Накамура Ситисабуро и Саногава Итимацу

В одиночку Китагава не смог бы достичь такого феноменального результата. Корни нужно искать в традиционной японской культуре. Например, в японском национальном театре Кабуки, где мужчины с женственным обликом исполняют роль женщин. В эпоху Эдо таких актеров подбирали по всей стране. Красивые юноши облачались в изысканные женские платья и играли женские роли…

Комментарий эксперта:

Обвиняя в падении нравов театр Кабуки и злокозненные США, китайский автор начисто забывает, что в Японии издревле процветал культ возвышенной любви к мальчикам (не только к совсем юным девочкам). Собственно, вся аристократическая культура эпохи Хэйан зиждилась на культе гедонизма и возвышенной любви изнеженных женоподобных мужчин к таким же изнеженным дамам, а также подросткам. Культ ТАКОЙ юношеской красоты можно видеть уже в «Повести о Гэндзи». Разве сам принц − луноликий и утонченный юноша − не прекрасен, как нежная девушка? Разве не возбуждает он романтически-эротические чувства не только у дам? Культ этот прочно пустил свои корни в сознании нации, он укрепился с помощью великой японской классики на уровне психотипа, генетики даже, если угодно. Так что стоит ли удивляться тому, что и в дальнейшем, уже в суровую и кровавую эпоху брутальных самураев женственные, изнеженные юноши все так же оставались неотъемлемой частью жизни правящей элиты − на сей раз аскетического военного быта? Эти прекрасные юноши были не только оруженосцами и помощниками грозных полководцев,− но и их возлюбленными. Сексуальные отношения возникали, как правило, и между молодыми учениками и учителем, который их тренировал — вакасюдо практиковалась почти всеми представителями самурайства. Тем не менее история сохранила об этом мало конкретных сведений, − например, в массовой поп-культуре этот факт почти никак не освещается.

Любовь к женщине считалась менее достойной и возвышенной, нежели любовь к юноше. Сюдо, или вакасюдо (若衆道 ) – букв. означает «Путь любви к юношам». Сюдо был олицетворением эротической утонченности в суровой самурайской среде. В своей книге «Эстетика мальчишеской любви» (Сёнэн ай-но бигаку, 少年 愛 の 美学) писатель Тарухо Инагаки отмечал, что только «представители элиты способны понять изысканную прелесть любви юноши, мальчика». Красоту любви к юноше можно сравнить разве что с недолговечным цветением сакуры…

В эпоху Эдо мальчики-подростки по-прежнему были объектом вожделения не только для женщин (как пожилых, так и молодых), но и для зрелых мужчин. Возраст был важен, но не являлся решающим фактором для вакасю. Некоторые вакасю сознательно откладывали церемонию совершеннолетия, что было чревато наказанием.

Юношей-вакасю часто изображали на своих гравюрах художники эпохи Эдо. Зачастую вакасю так похожи на девушек, что только по наличию меча или выбритому лбу можно догадаться, что это юноша. На эротических гравюрах сюнга они даже более эротичны, нежели девушки, и одеты в такие же девичьи кимоно-фурисодэ.

В раннем театре Кабуки проституция тесно переплелась с актерской жизнью. В результате женщинам было запрещено играть в Кабуки (1629 год), а женские роди стали исполнять мужчины – оннагата или актеры вакасу-гата, специализировавшиеся на ролях юношей.

(https://www.wikiwand.com/en/Wakash%C5%AB)

Ким Тхэхён, более известен как Ви – южнокорейский певец, автор песен и актер

В наше время, о котором пишет в статье китайский автор (эта статья и послужила поводом для данной ремарки), эстафету вакасю, пожалуй, приняли айдолы. Япония сходит с ума по айдолам − молоденьким юношам и девушкам, которые поют, танцуют, снимаются в фотосессиях и раздают автографы. В молодежной среде все это приобрело характер безумия, форменного помешательства: на фото любимых кумиров спускают огромные деньги, фанаты готовы отдать жизнь за возможность стать ближе, и даже убить – и что характерно, такое тоже случается! Айдолам запрещено вступать в брак, появляться на людях с партнером, и от постоянного прессинга со стороны продюсеров и неустанной слежки поклонников некоторые особо хрупкие натуры кончают жизнь самоубийством. К чему все это приведет и чем закончится? Пока сказать сложно, но ясно, что не все так однозначно и просто, как пишет китайский автор статьи. И причину такого феномена нужно искать не только в Кабуки и кознях американцев… она глубже – в самой истории Японского государства.

Японский айдол Сё Сакураи (группа Асахи) – популярен не только в Японии, но и в Южной Корее

Статью китайского автора можно целиком прочесть здесь: http://russian.china.org.cn/china/txt/2021-09/29/content_77781215.htm

Подробнее об айдолах: https://batenka.ru/worship/japanese-idols/ (Правда, японский блогер делает акцент не на юношах, а на девушках, но механизм точно такой же…)

О красавчиках бисёнэн и идеале хрупкой юношеской красоты: https://zen.yandex.ru/media/id/5e007b17f73d9d00aee59d87/bisenen—iaponskii-ideal-mujskoi-krasoty-5e456689d67a627810fef7ff

По материалам иностранной прессы,
Галина Дуткина

PS За содержании статей из открытого доступа редакция ответственности не несет.

Автор: Admin

Администратор

Добавить комментарий

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial