Участники археологической экспедиции раскрыли одну из тайн старинного Гижигинска
Год назад на Колыме состоялась археологическая экспедиция в бывший город-крепость Гижигинск, прежде забытый исторической наукой.
Экспедиция стала возможной благодаря гранту Русского географического общества. Ее участниками были преподаватели и студенты Северо-Восточного государственного университета (г. Магадан), а также эксперты ООО «Научно-производственной центр историко-культурной экспертизы» (г. Владивосток).
Завершились раскопки уникальными находками, среди которых оказалось много предметов японского происхождения: старинная монета, осколки бутылочного стекла, фрагменты фарфора, деревянная игрушка-заяц, краснолаковая пуговица и другие. Добытые артефакты позволили предположить, что в Гижигинске вели торговлю японские предприниматели. Последующая работа в российских архивах это предположение полностью подтвердила. Выяснилось, что в Гижигинске японский бизнес процветал. И основой его была добыча лосося.
— Согласно анализу архивных данных, в 1930-е годах на территории Гижигинского района функционировали японские фактории по вылову рыбы, — поделилась открытием с ИА «Магаданская правда» руководитель экспедиции, к.и.н, доцент, ведущий научный сотрудник СВГУ Ирина Понкратова. — Основным объектом промысла были горбуша и кета. Документы, в которых произведены подсчеты добытой рыбы, представлены на разлинованных бланках из рисовой бумаги с печатными иероглифами. Бланки заполнены от руки на русском языке и подписаны переводчиками – японцами Мураками и Кайто.
Занимались японцы не только добычей лосося, но и его переработкой. А еще — контрабандой пушнины. На это открытие навели недавно рассекреченные Управлением ФСБ России по Камчатскому краю документы, опубликованные полковником запаса Владимиром Слабукой.
— Мы выяснили, что еще до революции 1917 года в Гижигинске действовал рыбоконсервный завод, построенный японским бизнесменом Иоситаке Гентаро, — сообщила Ирина Понкратова. — Его интересы были связаны не только с рыболовством, но и контрабандой пушнины. Также Гентаро вел торговлю спиртом и прочими товарами. Не случайно в небольшом заложенном нами раскопе было обнаружено большое количество винных пробок, целых бутылок и их фрагментов. А также товаров, которые могли быть предметом торговли — дешевые расчески, гребешки, бусы, бисер.
События Гражданской войны, свидетелем которых стал Гентаро, совсем не помешали его бизнесу.
— В 1921 году в Гижигинск пришли люди белогвардейского есаула Валериана Бочкарева, — продолжила рассказ историк. — По описанию японца, этот человек практически все время был пьян и жесток до омерзительности, имел психологические симптомы постепенно деградировавшего субъекта. Иоситаки обещал Бочкареву отвезти его с семьей в Японию, а тот поклялся продавать пушнину только Гентаро. Но в мае 1923 года, когда японец пришел в Гижигинск, от Бочкарева остались одни воспоминания. Красный отряд Чубарова в апреле разбил его, в бою погиб и сам Бочкарев.
Но и Советская власть, как ни странно, долгое время не докучала японцу. Продержаться ему удалось до начала 30-х годов.
— В первые годы новые власти редко наезжали в Гижигинск, — пояснила причину собеседник «МП». — И японский промышленник мог продолжать свой бизнес. Пушные обозы тянулись к нему за сотни километров из Якутии, Корякии, даже с Чукотки. Расплачивался он охотничьими припасами, мануфактурой, продуктами, но чаще всего — спиртом.
Все изменилось, когда из Петропавловска в Гижигинск пришли чекисты и устроили здесь посты. Какое-то время японцу еще удавалось проворачивать контрабандные операции, но вскоре его бизнес рухнул. 17 июля 1933 года Гентаро спешно покинул советский берег на принадлежавшей ему шхуне «Нанбо-мару-2», которую вызвал телеграммой. В Гижигинске он больше не появлялся.
Иостако Гентаро хорошо говорил по-русски, любил рассказывать гижигинским обывателям о своих многочисленных путешествиях по миру. Он совершил несколько поездок по дореволюционной России и Советскому Союзу. Он также уверял, что до того, как стал бизнесменом, служил в генеральном штабе императорской армии Японии, не уточняя должности и звания.
В настоящее время продолжается изучение истории Гижигинска, готовятся к публикациям научные статьи и новые заявки в российские фонды. В планах на лето — обработка добытых артефактов с целью их защиты от коррозии и подготовка наиболее интересных к выставке.
Также предстоит создать проект на новый грантовый конкурс РГО для продолжения археологической экспедиции в Гижигинск в 2022 году. Эксперты из Владивостока тем временем ведут работу по включению Гижигинска в Реестр объектов культурного наследия РФ.
Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ