Как любили в древней Японии?

Любовь поражала воображение человека с древних времён. Мифы всех народов так или иначе рассказывают о ней. Не исключение и японская мифология. Давайте взглянем на отдельные любовные сюжеты древнейшего литературного памятника японцев – «Кодзики» – и узнаем, а что же случалось с влюбленными? Какая судьба ожидала их чувства?

Первая важная пара, которую мы встречаем в свитках — это боги Идзанаги и Идзанами. Повелением всех небесных богов им было поручено землю, носящуюся по волнам, превратить в твердь. Для этого они сошли с Равнины Высокого Неба и с помощью пожалованного им драгоценного копья сотворили остров Оногородзима (Сам Собой Сгустившийся Остров). И уже на этом острове воздвигли небесный столб и просторные покои, провели церемонию заключения брака и супружески соединились, чтобы «родить страну», и родили своих первых детей.

Однако и дитё-пиявку, и Авасиму (Пенный остров) они не приняли в качестве своих детей, поскольку при совершении брачной церемонии был нарушен порядок. Богиня Идзанами первой произнесла, обходя столб, «Поистине, прекрасный юноша!», тогда как это бог Идзанаги должен был первым сказать: «Поистине прекрасная девушка!».

После совета всех богов на Равнине Высокого Неба церемонию провели снова – теперь уже по всем правилам. И только после этого дело сотворения страны у Идзанаги и Идзанами пошло на лад. Они создали Страну Восьми Больших островов, а также ещё шесть островов и множество богов.

Но при рождении Бога-Мужа Обжигающего и Быстрого Огня (Хи-но-ягихая-о-но ками) богиня Идзанами пострадала и слегла в болезни, а затем умерла. Бог Идзанаги тяжело переживал эту утрату и, в конце концов, отправился за своей женой в Ёмино куни – Страну Жёлтых Вод («Страну тьмы»). Он надеялся вернуть её, чтобы продолжить их дело сотворения страны, но Идзанами уже успела вкусить пищу царства мёртвых и потому не могла вернуться.

И всё же Идзанами решила посоветоваться с богами Страны Жёлтых Вод, и попросила Идзанаги не входить в её покои, подождать снаружи. Однако Идзанаги не вытерпел, вошёл и увидел тело своей жены, ставшее после смерти устрашающим. Тем самым нанёс он ей оскорбление («причинил стыд»). Идзанами пустила в погоню за своим мужем фурий, восемь богов грома, воинство Страны Жёлтых Вод – и, наконец, сама бросилась в погоню. Идзанаги, спасаясь, установил на её пути огромную скалу. У той скалы Идзанаги и Идзанами расторгли свой брак. Там же они установили, что каждый год в созданной ими стране будет умирать тысяча людей, а рождаться тысяча пятьсот [1, с.39-49].

Таким образом, первый же миф рисует перед нами картину сложных и трагично завершившихся отношений между возлюбленными супругами.

Следующая пара богов, с которыми в «Кодзиках» связан сюжет, правда, скорее, не о любовных, а брачных взаимоотношениях – это Аматэрасу и Суса-но-о, брат и сестра, рождённые богом Идзанаги (уже после возвращения из Страны Жёлтых Вод).

История начинается с того, как Суса-но-о был изгнан отцом из родных земель из-за того, что тот оказался недоволен краями (морской равниной), владеть которыми он ему наказал. Суса-но-о отправился к своей сестре Аматэрасу – на Равнину Высокого Неба. Он хотел сообщить ей, что отправляется в Нижний мир. Однако Аматэрасу показалось, что Суса-но-о пришёл к ней с недобрыми намерениями (отобрать её земли). Она встретила его во всеоружии и военном облачении.

Суса-но-о пытался убедить её, что его намерения чисты. В доказательство чистоты его намерений они и обменялись брачной клятвой. Затем по очереди из вещей, принадлежащих друг другу, они создали богов: из вещей бога Суса-но-о родились трое богинь, а из вещей Аматэрасу – пятеро богов. Они разделили их соответственно тому, из чьих вещей те были созданы.

Суса-но-о посчитал рождение «нежных женщин» как безусловное доказательство своей победы, после чего тут же впал в буйство и стал совершать ужасные поступки. Например, снёс межи на возделанных полях Аматэрасу, засыпал каналы, а в покоях, где праздновалась церемония первого урожая, испражнился и разбросал свои испражнения. Однако Аматэрасу всё стерпела – и терпела до сих пор, пока Суса-но-о не бросил в ткацкие покои ободранного быка, чем напугал небесных ткачих до смерти (буквально: испугавшись быка, они покончили с собой).

Аматэрасу и сама испугалась подобного поступка, и скрылась в Небесном Скалистом гроте. Мир погрузился во тьму. Собрался совет всех богов, чтобы решить, каким образом выманить богиню из пещеры. После того, как эта задача была решена, Суса-но-о снова был изгнан – только теперь уже из Равнины Высокого Неба божественным изгнанием. И это наказание было лишь финальной точкой ко множеству других наказаний, которые были наложены на Суса-но-о (искупительные дары в размере тысячи заполненных столов, обрезание бороды, а также срывание ногтей на руках и ногах). Так печально закончился второй важный брак между богами.

Но история Суса-но-о на этом не закончилась. После изгнания его становится не узнать. Спустившись на землю, он спасает прекрасную деву Кусинада-химэ от восьмиглавого дракона, женится на ней и обустраивает дом – чуть ли не становится образцовым семьянином.

Чем вызвана такая принципиальная разница в отношениях Суса-но-о? Может тем, что, в отличие от Аматэрасу, Кусинада-химэ видела Суса-но-о героем, а не тем, кому приходится доказывать чистоту своих намерений?

Следующий сюжет, касающийся брачных/любовных отношений богов, связан с богом Оо-кунинуси-но ками (или Онамудзи – потомком Суса-но-о). Этот бог имел восемьдесят братьев, вместе с которыми отправился завоёвывать сердце девы Ягами-химэ в страну Инаба. И хотя в пути братья взвалили на него всю поклажу, именно ему удалось в конечном итоге завоевать сердце Ягами-химэ. Каким образом это произошло, текст «Кодзиков», к сожалению, умалчивает. Однако, вероятно, богу помог заяц, которого тот спас во время путешествия в Инабу.

И всё же зависть братьев помешала Оо-кунинуси-но ками и Ягами-химэ быть вместе. Братья совершили на бога несколько покушений, после которых Онамудзи умирал и всякий раз его воскрешала его мать-богиня. В конце концов, по её совету он был вынужден скрыться в страну Суса-но-о-но.

Там он повстречал дочь Суса-но-о-микото – Ярую Деву (Сусэри-бимэ) – которая стала его супругой – даже ещё до того, как на это согласился её отец. И несмотря на то, что Суса-но-о-микото помещал Онамудзи в пещеру со змеями, в пещеру со стоножками и пчёлами, отправил искать стрелу на равнину, которую затем запалил, его супруга всячески ему помогала, и в конечном итоге они сбежали вместе.

После возвращения Онамудзи заключил брак и с Ягами-химэ, с которой у него тоже была клятва. А также после этого брака сочетался браком и с Нунакава-химэ из страны Коси, история любви с которой передана с помощью песен, исполняемых богом и Нунакава-химэ друг другу.

Но его главной женой осталась Сусэри-бимэ. Она очень сильно ревновала к другим жёнам, что, конечно, не могло не сказаться на последних. Ягами-химэ пришлось спрятать своего ребёнка в развилине дерева из-за страха перед её ревностью. Нунакава-химэ вынуждена была остаться в одиночестве, поскольку Онамудзи уехал на Идзумо в страну Ямато из-за ревности главной жены.

И всё же ревность Сусэри-бимэ не остановила Оо-кунинуси-но ками заключить ещё 11 браков: с Такири-бимэ-но-микото (Девой-Богиней Тумана), с Кумуятатэ-химэ-но-микото (Девой Богиней Божественных Стрелы и Щита), с Торимими-но-ками (Богиней Птичье Ушко), с Хинатэринукатаби-тиоикотини-но ками (Богиней, Освещающей Сельские Местности в Нуката), с Асинадака-но ками (Богиней Тростниковых Высот), с Сакитама-химэ (Девой Счастливой Жемчужины), с Хинараси-химэ (Девой Ровного Огня), с Икутама-сакитама-химэ-но ками (Девой Богиней Животворящей Жемчужины, Счастливой Жемчужины), с Аонумауманумаоси-химэ (Девой Болот из Нуоноси), с Вака-цукусимэ-но ками (Юной Богиней из Цукукси), с Тооцуматинэ-но ками (Богиней Далекой Мати).

Впрочем, подобное поведение Оо-кунинуси-но ками не является в пространстве мифа чем-то из ряда вон выходящим. В «Кодзиках» указывается, что и другой потомок Суса-но-о, бог Оо-тоси-но ками (Бог Великой Жатвы), также вступил в несколько браков, а именно в три брака: с Ино-химэ (Девой из Ино), с Каё-химэ (Девой Светящейся), с Амэтикарумидзу-химэ (Девой, Ведающей Небесными Водами). Многочисленные браки государей перечисляются во втором и третьем свитках «Кодзиков» [2].

Как видим, причин для ревности у Сусэри-бимэ было более чем достаточно. Кроме того, по всей видимости, и в других аспектах отношение супруга к первой жене в полигамной семье изменялось из-за появления новой, молодой, жены. Это нашло отражение в мифах – пусть и на примере людей, а не богов. Достаточно посмотреть на песню из второго свитка «Кодзиков», в которых указан следующий принцип распределения пищи между жёнами в полигамной семье:

«…Если прежняя жена
Еды попросит,
Пусть ест столько,
Сколько растет на срезанном соба,
Совсем бесплодном.
Если новая жена
Еды попросит,
Пусть ест без счета – столько,
Сколько растёт на итисакаки
Плодоносящей…» [2, с.39]

Не был безоблачным и брак бога Амацухико-хикохо-но микото и Камуатацу-химэ (Девы Цветения Цветов на Деревьях). Ему понравилась Камуатацу-химэ, и он захотел заключить с ней брак. Однако её отец отправил богу двух дочерей – Камуатацу-химэ и её старшую сестру, Иванага-химэ (Деву Долговечности Скал), которая, к сожалению, была ужасно некрасива. Он дал клятву, что если Амацухико-хикохо-но ками примет её, то жизнь его потомков будет долговечной, как скалы.

Однако из-за того, что Иванага-химэ была некрасива, Амацухико-хикохо-но ками испугался её и отослал обратно к отцу. Из-за этого последний испытал большой стыд. И, заключив брак только с Камуатацу-химэ, бог обрёк жизнь своих потомков на скоротечную жизнь цветов на деревьях. Этим в мифе объясняется краткая жизнь японских Императоров.

Тем не менее, перипетии в этом браке не закончились. Из-за того, что Камуатацу-химэ забеременела за одну ночь, Амацухико-хикохо-но ками подумал, что её ребёнок был ребёнком земного бога, а не его. Но, к счастью, Камуатацу-химэ удалось доказать, что она была ни в чём виновна.

Печально закончился брак другого бога – Амэ-но-вкакахико (Небесный Олений Лука и Небесные Оперенные Стрелы) и девы Ситатэру-химэ, дочери Оо-кунинуси-но ками. Бог был отправлен богиней Аматэрасу на землю, чтобы привлечь на свою сторону богов, правящих в Тростниковой Равнино-Серединной Стране (которой должен был править потомок Аматэрасу). Однако женился на Ситатэру-химэ и не являлся с докладом восемь лет, а потом и вовсе убил из лука другого посланника богини. За что и был в итоге поражён собственной стрелой.

Наконец, ещё один сюжет, связанный с богами в «Кодзиках», рассказывает о том, как бог Ходэри-но микото (Юноша, Удачливый на Море) поменялся со своим братом Хоори-но микото (Юношей, Удачливым в Горах) снастями. Однако, к несчастью, последний упустил в море его счастливый крючок. Ходэри-но микото не смог дальше рыбачить без этого крючка (несмотря на то, что брат пытался компенсировать ему потерю, изготовив пятьсот, а затем тысячу крючков). Хоори-но микото отправился за ним в море. В море он встретил дочь морского бога Тоётама-бимэ – Деву Обильных Жемчужин, которая его полюбила и похвалила перед отцом. А тот, поняв, что Юноша не простой смертный, тут же отдал ему свою дочь в жёны.

Хоори-но микото прожил три года в морском царстве. Благодаря помощи тестя получил свой крючок обратно, а также сумел подчинить своего брата. Однако не смогли быть вместе всю жизнь Хоори-но микото и Тоётама-бимэ. Когда пришло ей время родить, она вышла на берег к своему супругу, создала домик для родов и лишь попросила Хоори-но микото не подсматривать за ней во время родов. Однако тот не послушал её. И увидел, как она превратилась в огромного крокодила.

И когда Тоётама-бимэ узнала, что муж тайно подсмотрел за ней, ей стало очень стыдно. Из-за этого закрыла она путь обратно на землю и ушла в море. И хотя их любовь продлилась ещё долго, и даже была отражена в песнях, которые они передали друг другу через младшую сестру Тоётама-бимэ, она уже не смогла вернуться к мужу.

Во втором свитке «Кодзиков» мы видим любовные и брачные сюжеты уже людей – здесь приводятся сведения о многочисленных браках государей. Государи, как правило, женились не один раз и по разным причинам. Например, во втором свитке рассказывается, как государь Дзимму взял в жёны девушку Исукэёри-пимэ для того, чтобы в будущем сделать государыней. Поскольку, по легенде, она была дочерью божества. Таким образом, можно увидеть, что изначально статус у разных жён одного и того же правителя мог быть разным. Их функции в семье и обществе могли отличаться.

Тем не менее, история брака Дзимму и Исукэёри-пимэ была омрачена. После смерти Дзимму на Исукэёри-пимэ женился брат государя от другой матери и замыслил убить своих племянников. Однако младший сын Дзимму и Исукэёри-пимэ всё-таки сумел остановить своего дядю, убив его и став правителем.

И всё же во втором свитке встречаются истории не только о браке, но и любовные истории. Например, история о тайных ночных посещениях девы Икутамаёри-пимэ богом с горы Мива. В этой истории было сказано, что бог в образе прекрасного юноши и дева полюбили друг друга. В результате этих отношений родился сын, Опататанэко [2, с.56-57].

Более драматична история любви правителя Суйнин и Сапобимэ-но микото. Государь взял Сапобимэ-но микото в жёны, однако её старший брат уговаривал её убить Суйнина. Но она так любила своего мужа, что не смогла поднять на него руку и, наоборот, в слезах во всём ему призналась. Государь отправился с войском против Сапобико-но мико – своего шурина.

Государыня же была очень пристыжена своим поступком и скрылась у брата. Но Суйнин всё же очень сильно её любил. К тому же, Сапобимэ-но микото была беременна. Государь сделал всё возможное, чтобы выкрасть её у своего шурина. Однако, Сапобимэ-но микото было так стыдно за свой поступок, что она, узнав о намерениях государя заранее, сделала всё, чтобы он не смог осуществить их. И только сына отдала ему, чтобы он воспитал его [2, с.61-64].

Трагична и история престолонаследника Кару, который должен был стать императором. Однако из-за того, что он незаконно вступил в отношения со своей младшей сестрой, его отправили в ссылку. Но Сотопоси-но Опокими (Кару-но Опонратумэ), его возлюбленная и сестра, тоже была не в силах сдерживать свои чувства и отправилась вслед за ним в ссылку [2, с.185-189].

Ещё более трагична история Акавико. Государь Ю:ряку увидел красивую девушку, стиравшую бельё, и попросил не выходить замуж, обещал, что призовёт её во дворец. Однако, вернувшись во дворец, позабыл о ней. А Акавико продолжала ждать. И ждала целых восемьдесят лет (не могла ослушаться приказа государя!). По прошествии же этих восьмидесяти лет, когда государь так и не вспомнил о ней, она отправилась во дворец. И, хотя государь при встрече вспомнил её, но жениться на старухе не захотел. И, одарив её деньгами, отпустил [2, с.194-196].

Такие любовные сюжеты мы можем встретить на страницах «Кодзиков». Безусловно, присутствуют и другие. Но, представляется, что перечисленные составляют основу понимания любви японским народом. Они зачастую заканчиваются печально или даже трагично, но нельзя не отметить, что каждый сюжет демонстрирует и храбрость, и мужество, и верность, и глубокие чувства персонажей.

Список литературы:

  1. Кодзики – Записки о деяниях древности / Пер., коммент. Е.М. Пинус. – СПб.: ШАР, 1993. – 320 с. – (Литературные памятники древней Японии I).
  2. Кодзики – Записки о деяниях древности: Свитки 2-й и 3-й / Пер., предисл. и коммент. Л.М. Ермаковой, А.Н. Мещерякова. – СПб.: ШАР, 1994. – 256 с. — (Литературные памятники древней Японии. II).

Автор статьи: Маргарита Баютова, член Курганского отделения ОРЯ

Автор: Admin

Администратор

Добавить комментарий