И.В. Крайнова
Повисло на солнце
Облако… Вкось по нему —
Перелетные птицы.
Хокку из Басё как эпиграф я выбрала для главки моей книжки «Нэдзуми. Японские страдания» неслучайно.
Япония и журавли неразделимы. Сразу видишь череду бумажных журавликов и маленькую Садако Сасаки, которая не успела сделать их так много, чтобы поправиться. Но когда я ехала на метро до Токийского университета, я еще не знала, что отправляюсь в кладовую оригамных чудес. Как всегда, собиралась я совсем не туда. Но все по порядку.
Вот глава из моей книжки «Бумажная сказка».
«Кое-как добралась до университетского городка, где находился мой музей. Это кампус Комаба, часть огромной территории Токийского университета, он построен в Мэгуро-ку, на бывших землях знаменитого рода Токугава (так называемые луга Комаба). Любопытно взглянуть на «показательные выступления» японских мастеров…
Увы, музей был закрыт, работал только отдел оригами. Что-то я опять неверно перевела в объявлении. Но и оригамный отдел должен быть интересным. Все же искусство складывания, национальное достояние Японии!
В залах — бумажные экспонаты невиданной красоты, величины и сложности. Уникальные, в тысячи складок работы. Иные размеры поделок– с крышу домика. В Японии есть крыши, собранные подобным методом, и целые дома имеются, бумажно-оригамные. Национальное искусство преподается здесь наравне с другими предметами. В Токио как раз в эти дни проходил Международный форум оригамной науки, математики и образования. Что неудивительно: оригами имеет прямое отношение к пространственной геометрии.
А вот изделия, похожие на крылья гигантской птицы — сейчас взлетят. Попробовала подвигать крыльями туда-сюда. В японских музеях (в отличие от наших) все интерактивно, все разрешено. Сотрудник увидел –поднялся, подошел, сам подвигал.
Драконы и воины высились во весь свой огромный рост у бумажных дворцов. Древние воины состояли из невероятного количества складок. Были очень красивые зайчики и другие зверюшки, выполненные в технике «мокрого» оригами, когда модули становятся более податливыми. А вон в той витрине – мозг Homo sapiens, сложнейшая, виртуозная по исполнению модель в оригамном стиле. Кудесники!
Я-то знала, как дается каждая складка не обладающим пространственным воображением складывателям. Еле-еле журавлика делаю, ни на секунду не отрываясь от схемы.
На экранах мониторов – весь процесс создания бумажных шедевров. Как будто можно что-то разобрать. Скорость складывания запредельная. Забавно, как в немом фильме, увлекательно и – совершенно непонятно. Лихо крутят – и все тут! Эх, сюда бы младшего сына: он оригами с детства занимается. Складки у него в руках горят, журавлика с закрытыми глазами может собрать.
Кстати, горничные отеля каждое утро складывали нам пару пестрых журавликов и оставляли на широкой кровати. На счастье.
Музей ремесел располагался в стилизованном университетском городке. Корпуса все с налетом строгой готичности. Башня с часами — та почти совсем английская. Оксфорд, джентльмены! На крайний случай, Хогвартс.
Японцы любят переносить к себе все самое лучшее. Эйфелева башня, свой средневековый французский замок, своя статуя Свободы, Диснейленд…
Парк в университетском городке очень живописный. Со старыми, узловатыми корнями, причудливо изогнутыми деревьями. С декоративными булыжниками, так уже вросшими в парковые горки, словно всегда там были. Местность извилистая, холмистая, покрыта эстетично ухоженной травкой, которая своим темно-зеленым тоном очень идет благородной темной кладке стен, выгодно разбавляя ее.
Осмотрела я все бегло: долго я уже нигде не задерживалась. После внезапно налетевшей аллергии начала панически бояться открытых «зеленых» пространств. Комары тут какие-то неправильные, в пять часов дня к охоте приступают!
Уже потом, вчитавшись в описания японских музеев, поняла: опять я что-то напутала и приехала не туда. Никакой это не музей ремесел, а университетский музей Комаба. Кстати, их здесь два – музей науки и музей искусства. А к какому виду оригами – искусства или науки – относится? Трудно сказать. Скорей, это наука и искусство одновременно».
Тогда я до истины не добралась, поскольку упорно искала в интернете описание чудесной «бумажной кладовой» в кампусе – и не находила. И только на днях, внимательно рассматривая снимки Комаба и музейного здания, похожего на средневековый замок, пригляделась и обнаружила цифры среди иероглифов – 2013. Тут меня и осенило. Ну конечно, это просто выставка была, а не постоянная экспозиция! Как раз в год моего посещения Японии.
Хорошенько покопавшись на сайтах, нашла такое объявление: «Любители оригами могут побывать на новой выставке в Токио, чтобы посмотреть эволюцию этого японского искусства складывания фигурок из бумаги. Кураторы музея Комаба Токийского университета выставили примерно 50 сложных фигур, сделанных с помощью компьютерной технологии. Посетители также смогут увидеть сложную фигуру геометрической формы, сделанную из тонкого листа металла, и ознакомиться с диаграммой и видео, которые показывают, как она была изготовлена».
Самой поразительной моделью был там не огромный дракон или воин, не гигантская птица, а… небольшая «мокрая» фигурка кролика высотой в 25 сантиметров . Оказывается, он сложен из одного (!) листа бумаги круглой формы диаметром в один метр. Вот такие маленькие чудеса.
Про кампус Комаба прочла уже в другом месте, что он занимает 35 гектаров и включает отделение искусств, одноименную аспирантуру, аспирантуру математических наук, целый ряд НИИ. Кампус предназначен для учебы первокурсников и второкурсников: первые два года они слушают общие предметы, после чего могут перейти к спецкурсам. Это единственный в Японии вуз с системой двухлетнего «общего образования».
В библиотеке Комаба более 500 тысяч единиц книжных богатств! В подвале – хранилище редких старинных книг. В музее искусства – коллекция живописи в японском стиле эпох Тайсё и Мэйдзи, археологические памятники из Китая, Японии, Кореи… В музее науки Комаба – минералогическая и энтомологическая коллекции, выставки различных приборов и механизмов.
Где я все-таки побывала – в музее искусства или науки?! Тайна сия велика есть. Надо, наверное, еще раз поехать – посмотреть…
Наконец-то (почти четыре года спустя!) я поняла, что там самое ценное. И журавликов делать научилась безо всяких схем. Тех, изящных, тонкошеих, в нашем номере отеля складывала сама хозяйка APA, о чем я рассказывала в прошлый раз. Так сама жизнь корректирует мою книжку.
Нынешний Всемирный день оригами встречала уже во всеоружии – уставляя стол все новыми журавликами, лисичками, лягушками, воронами, петушками, корабликами, столиками, устилая конвертами…кхм… ну вот пока и весь мой скромный арсенал.
Все произошло одновременно – повалил снег, начался день оригами и расцвел мой ноябрист, бывший декабрист (который, я давно это подозреваю, просто-напросто скрытая «контра»). Я так его называю, поскольку он упорно, из года в год, расцветает в начале ноября. Мир и вашему дому!
Автор: Крайнова Ирина Викторовна
Саратовское отделение Общества «Россия-Япония»