11 февраля 2020 г., в день Большого национального японского праздника в Большом зале Саратовской консерватории выступала молодая одаренная пианистка из страны сакуры Саяка Накая.
«Помнить о дне основания государства, воспитывать любящее страну сердце» — таков девиз-лозунг, определенный для Дня основания государства законом «О национальных праздниках». В Книге истории Японии, ведущей летопись государства со времен периода Нара (710—794), говорится, что днем основания японского государства считается день восхождения на престол первого императора Японии — Дзимму (Jimmu). В переложении на Грегорианский календарь этой датой стало 11 февраля 660 года до нашей эры.
Тем более приятно, что в торжественный для всех японцев день госпожа Накая оказалась на берегах Волге, своим «любящим сердцем» соединив два наших дружественных государства. Ведь президентом России, совместно с премьер-министром Японии, 2020 -2021 год объявлен Годом японо-российских межрегиональных и побратимских обменов. И для Саратовского отделения ОРЯ он начался так ярко.
Саяка Накая родилась в Хиросиме, городе с печальным прошлым, сумевшим в короткое время возродиться и жить полноценной жизнью после страшной катастрофы.На фортепиано в ее семье играл старший брат. Профессиональным пианистом не стал (он программист), но смог увлечь сестренку, которая с пяти лет занималась на инструменте, потом начала учиться в средней школе при музыкальном факультете Токийского университета искусств и стала лауреатом многих престижных конкурсов. Продолжила учебу в одном из лучших музыкальных заведений — Российской академии музыки имени Гнесиных, в классе профессора Татьяны Зеликман, была самой молодой полуфиналисткой Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица.
Так что теперь Саяка Накая заслуженно называют «яркой представительницей русской пианистической школы исполнительского мастерства», хотя живет она в Японии в городе Кобе. Это город на острове Хонсю, с VIII века один из главных портов Японии, центр международной торговли.
Г-жа Накая продолжает энергично концертировать в Японии и России. Выступала в концертах с оркестрами и сольными программами в Москве, Петербурге, на Волге – в Казани, Ярославле, теперь в Саратове.
Пианистка увлечена творчеством Рахманинова,и в столице Татарстана исполняла его Второй концерт,а также произведения известного татарского композитора Низамова и музыку к японским аниме, которую так любят зрители.
В Саратове молодая исполнительница ( ей всего-то 26 лет, на вид и того меньше: тоненькая, маленькая с округлым детским личиком) Саяка выступила сначала в Центральной городской библиотеке, где, пообщавшись с членами ОРЯ, села к инструменту и долго играла Прокофьева, Рахманинова, Шопена, Падеревского, Чайковского . А через день был Белый зал Саратовской консерватории, третьей по счету и первой провинциальной консерватории царской России. Сюда «на укрепление кадров» ехали сто лет назад ведущие московские профессора.
Рассказываю Саяка историю нашей консерватории бегло (уже очень поздно, ей завтра ехать в Москву), после успешного выступления, где она отыграла два сложных концерта — Моцарта, №21 и Первый — Шостаковича. Играла сочинения, разделенные веками и эпохами, вместе с нашими музыкантами — Поволжским камерным оркестром и Камерным оркестром консерватории под управлением Михаила Мясникова (художественный руководитель Сергей Нестеров). Было всего две репетиции, чтобы им сыграться. Божественную музыку Амадея японская гостья исполняет часто, а вот исполнить Шостаковича ей предложил маэстро Мясников.
Встреча с творчеством российского музыкального гения была у нее первой, что мы, слушатели, признаться, не заметили. Высокая техника пианистки, какая-то особая легкость исполнения, эмоциональная манера держаться на сцене словно созданы для новаторской стилистики Шостаковича. Множество цитат из Баха, Моцарта, Гайдна, Грига, Вебера, Малера, Чайковского, тонкий юмор, понятный только посвященным… Солировала труба превосходного музыканта Александра Даниленко, вместе с роялем они образовали чудный дуэт. Овации и море роз после концерта – лучшее тому доказательство.
Затем нашу гостью сразу расхватали фотографы и любители. Нескоро нам вместе с зампредседателем Саратовского отделения ОРЯ Александром Егошиным удалось отбить ее и привести в гримерную, где Саяка немного отогрелась и отдышалась после игры в довольно холодном зале в своем «русалочьем», розовой чешуи платье.
Девушка так хорошо говорит по-русски, что на ее «р» вместо «л» уже не обращаешь внимание. Это плод ее больших трудов, как и освоение не характерной для японских культурных традиций музыки. Когда Саяка ехала учиться в Россию, она совсем не знала нашего языка. Все занятия в Гнесинке проходили сначала на английском языке. Но три «русских часа» в неделю плюс усердие ученицы сделали свое дело. Уже через два месяца она изучала профессию на языке страны . Сейчас уже читает и грамотно пишет по-русски.
Саяка-сан попала в наш город не случайно. Услышала в Москве выступление симфонического оркестра Саратовской филармонии, одного из сильнейших в Поволжье. «Вот бы сыграть с ним!» — подумала тогда. На приеме в Посольстве Японии в России знакомится с председателем Саратовского отделения ОРЯ Мариной Дьяковой и озвучивает свою мечту.
Наш город вообще славится сильными музыкантами. Не сразу, но Марине удалось договориться с Саратовской консерваторией, получить поддержку Японского фонда, Министерства культуры России и Ротари-клуба. И вот – два выступления Саяка Накая в нашем городе. Заглянув в гримерную после концерта, дирижер сказал, что они обязательно еще что-нибудь сыграют с японской пианисткой, а та в ответ хвалила коллег-музыкантов. Что же, Год японо-российских межрегиональных и побратимских обменов только-только набирает обороты.
Вместо эпилога. Прошло несколько дней после концерта, и я получила из Японии письмо от нашей «музыкальной гостьи» Sayaka Nakaya:
«Я очень рада, что мое первое исполнение Шостаковича прошло именно с этим оркестром в Саратове. Замечательный оркестр, дирижер, зал и его атмосфера. Еще в зале хорошая акустика, стоит рояль Bechstein с ярким звуком, теплые зрители. Мне все очень понравилось. Благодарю дирижера, это он предложил сыграть этот концерт. Я давно любила Второй концерт Шостаковича, а Первый, наверное, сама бы не выбрала. Но когда кто-то мне что-то предлагает, обычно мой ответ всегда «да». Хочу пробовать новое. Поэтому согласилась. А оказалось, эта музыка мне близка. Очень интересная, смешная кое-где. Получила большое удовольствие, исполняя ее с оркестром.
И для меня большое счастье открыть Год японо-российских межрегиональных и побратимских обменов. Благодарю всех, кто поддержал эту мою поездку (Японский фонд, Министерство культуры России, Ротари клуб). И, конечно, огромное спасибо председателю Саратовского отделения ОРЯ Марине Дьякове, именно она предложила мне сыграть в их городе и организовала этот концерт».
До новых встреч, дорогая Саяка!
Ирина Крайнова, пресс-секретарь Саратовского отделения ОРЯ, фото Надежды Шитовой