Выставка «Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи (1868–1912)»

В Государственном Эрмитаже проходит выставка «Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи (1868–1912)», на которой представлены около 700 произведений из керамики, металлов с различной техникой обработки, а также изделия, декорированные эмалями и лаками.

Вторая половина XIX века — исключительный период в истории Японии. Страна прекратила политику самоизоляции и начала стремительно меняться, взяв курс на модернизацию и «вестернизацию» всех сторон жизни. С рядом государств были заключены международные договоры, регламентирующие юридические и торговые отношения, была реформирована политическая система, построены крупные предприятия, культура и искусство стали получать правительственную поддержку. К власти пришел молодой император Муцухито (1852–1912), чьим девизом и посмертным именем стало выражение мэйдзи («просвещенное правление»), отразившее намерения создать новую, современную Японию. К концу столетия всеобъемлющие реформы позволили Стране восходящего солнца занять достойное место в ряду ведущих государств мира.

На выставке предметы из металла представлены работами придворных мастеров Кано Нацуо, Судзуки Текити, Хирацука Мохэй, Комаи Отодзиро. Это произведения из различных сплавов, декорированные в технике золотой и серебряной насечки и инкрустации, нередко покрытые патинами нескольких оттенков. Тщательную обработку таких памятников сравнивали с парчовым ткачеством: тончайшие детали декора нужно внимательно разглядывать, нередко под увеличением, чтобы оценить мастерство торевта. На выставке демонстрируются уникальные для японской металлической пластики изделия: пара золоченых ваз работы мастера Мицуминэ, не имеющие известных аналогов в других коллекциях. Источник — , лучшие события Санкт-Петербурга.

Наиболее полно на экспозиции отражено искусство эмали. Временной диапазон здесь довольно широк, он охватывает период от ранних опытов экспериментального эмальирования до 1910-х годов, когда техника декорирования предметов была доведена до совершенства. Вазы и сосуды украшены прозрачной, полупрозрачной или глухой эмалью с использованием однотонного, иногда контрастного черного зеркального фона, с переходами оттенков цвета или с четкими линиями рисунка орнамента. Другая особенность эмалевых изделий — натуралистичность изображённых птиц, цветов, пейзажей, которую можно охарактеризовать как близкую к живописной реалистической манере. Эти изысканные предметы являются подлинными шедеврами цветной перегородчатой и бесперегородчатой эмалей. Среди экспонатов произведения известных мастеров — Намикава Ясуюки, Намикава Сосукэ, Андо Дзюбэй, Хаяси Кодэндзи.

Замечательная коллекция японской керамики представлена знаменитыми сацумскими вазами и курильницами, роспись которых отличается изяществом и лаконичностью. Провинция Сацума на острове Кюсю, давшая имя целой группе керамических изделий, стала одним из ведущих центров японского гончарства с конца XVI века. Местные изделия из светлой керамической массы, покрытые полупрозрачной кремовой глазурью с тонкой сетью трещин-кракле, быстро завоевали признание по всей Японии уже в XVII столетии. При всем многообразии способов декора, в росписях «сацумской керамики» очевидны общие технико-технологические и стилистические черты. Самой заметной особенностью этих росписей стало использование для украшения жанровых композиций, иногда — сложно скомпонованных многофигурных сцен, которые ранее крайне редко встречались в декоре керамики и фарфора Японии. В экспозиции показаны работы мастерских Кинкодзан, Ябу Мэйдзан и других.

Коллекцию изделий, выполненных из дорогих пород дерева и украшенных в традиционной для Дальнего Востока лаковой технике, представляют характерные для рассматриваемого времени предметы. Это кабинеты с дверцами, инкрустированными перламутром, черепаховым панцирем и дорогими привозными материалами; шкатулки, украшенные золотым лаком разных оттенков. Сюжетами для декоративных композиций стали популярные темы: литературные, исторические и мифологические персонажи, топографические виды и храмы Японии, мотивы в жанре «цветы и птицы». Золотая роспись в невысоком рельефе, иногда выполненная тонкой кистью буквально в один волос, и инкрустация золотыми блестками свидетельствуют о трудоемкости и дороговизне работы. Различные приемы обработки лаков можно видеть в декоре кабинета, приписываемого мастеру Сибата Дзэсин.

Кураторы выставки — Анна Васильевна Савельева, заведующая сектором Дальнего Востока, и Мария Львовна Меньшикова, старший научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа. Владелец коллекции — Захар Давидович Смушкин. К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог в 4-х томах на русском и английском языках.

С 19 ноября 2016 по 2 апреля 2017 Эрмитаж вводит дополнительное время работы выставки: По вторникам и субботам с 18:15 до 21:00 будет работать отдельный вход, через Малый Эрмитаж со стороны Шуваловского проезда (Миллионная, 37). Стоимость билета — 200 рублей.

Узнать подробности можно на сайте организаторов: http://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/2016/meiji/

Источник: Лучшие события Санкт-Петербурга

Автор: Admin

Администратор

Добавить комментарий

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial