На вопрос, когда-то поставленный ребром в романе великого саратовца и давно уже ставший риторическим, тем не менее, ответил научный руководитель Института филологии и журналистики нашего классического университета Валерий Прозоров – на традиционной Международной конференции, посвященной Чернышевскому в музее-усадьбе первого демократа. Ответил своим докладом «Н. Г. Чернышевский в мире комиксов ХХI века».
Валерий Владимирович и всегда отличался оригинальностью суждений. На прошлых чтениях мы услышали в его исполнении прелюбопытное сообщение о…пользе краткого пересказа художественных произведений в Интернете. В то время как « семье и школа», вуз и общественность ополчаются против всяческих изложений классики, уважаемый профессор советует не прятать голову, как страус, в песок, а принять это неизбежное зло нашего времени, стараясь выбрать из двух меньшее. Докладчик назвал довольно серьезных авторов, к чьим кратким изложениям можно прибегнуть.
А в этом году, на XXXX Международных научных чтениях «Н. Г. Чернышевский и эпоха» (к 190-летию со дня его рождения), уважаемый профессор поразил всех глубоким анализом комиксов, как важнейшего источника информации поколения, склонного к клиповому мышлению. И рассказал о японском происхождении этого источника. В Стране Восходящего Солнца аналог комиксов — манга, получившая развитие во второй половине 20 века, некоторые ее элементы можно проследить еще в традиционной японской живописи.
Поведал докладчик и о достижениях российских авторов, назвал этапы развития, подчеркнув, что в комиксах много внезапных поворотов.
Не идя на поводу у модного веяния, можно извлечь из него просветительную пользу, если взять хороших художников и литераторов и попытаться заинтересовать школьников романом «Что делать»… в виде комиксов. Ведь появились комиксы «Анна Каренина» и «Пиковая дама». А в известном романе Николая Гавриловича много неожиданного, как и в комиксах с их сюжетными виражами. И юмора тоже. Можно и в духе Хармса писать: «Пушкин сидит у себя и думает: «Я гений, ладно. Гоголь тоже гений. Но ведь и Толстой гений, и Достоевский, царство ему небесное, гений! Когда же это кончится?». Тут все и кончилось»…
Открыл конференцию в музее-усадьбе Чернышевского доклад нашего уважаемого японского друга, постоянного ее участника, ни разу за долгие годы ее не пропустившего, профессора университета Саппоро Она Оя. Господин Оя всегда найдет новые аспекты для изучения трудов Николая Гавриловича. На сей раз он исследовал «Отношение Н. Г. Чернышевского к А. Линкольну» (по отделу «Политика» в журнале «Современник», который вождь русской демократии возглавлял в то время). Оя-сан учился когда-то в Москве, поэтому делает свои доклады на русском языке, правда, с характерным японским «р» вместо «л».
В своей научной работе он тщательно проследил, как менялось отношение русского демократа к легендарному американскому президенту, к разгоравшейся в те годы войне в США между Севером и Югом. Критикуя непоследовательность северян в некоторых вопросах, Чернышевский отдает дань 16-му президенту Штатов, решившему положить конец унизительному рабству негров. К сожалению, об оценке Чернышевским Тринадцатой поправки к конституции США от декабря 1865 года( окончательно освобождавшей рабов) у докладчику сведений нет. К тому времени «Современник» был закрыт, а его главный редактор сослан в Сибирь.
Благодаря японским профессорам конференция в музее стала международной. Как вспоминает председатель Регионального отделения ОРЯ Марина Дьякова, первый зарубежный ученый, благодаря которому статус конференции вырос до международного, был японский профессор Ёсио Имаи. «Свежи в памяти его выступления, посвященные кооперативному движению в мире, возникшему благодаря идеям Чернышевского. К сожалению, г-на Имаи уже нет с нами, но традиции визитов ученых из Японии сохранились».
Была даже конференция , когда профессор из университета г. Саппоро Он Оя выступал дважды. На пленарном заседании – по истории экономики («Н.Г. Чернышевский и Хрустальный дворец как символ достижения промышленности и свободной экономики») Ученый изучал связь реальных событий в экономике и промышленности на основе экспонатов международных выставок 1851 и 1855 годов. Он привел мнение Чернышевского относительно того, что дворец оказывает «сильное влияние на распространение в массах образованности и любви к благородным удовольствиям ума». Чернышевский с цифрами в руках доказывает (и Оя-сан вместе с ним!): вести хозяйство коллективно экономически выгодней, чем единолично.
Мне стало интересно, какой же новый аспект творчества нашего земляка рассмотрит уважаемый профессор на следующей конференции?
Ирина Крайнова
Фото из музея-усадьбы Чернышевского и с сайтов