День лотоса в Саратове

«Духом светел и чист, /Не подвластен ни грязи, ни илу, /Лотос в темном пруду./ И не диво, что жемчугами/ Засверкала роса на листьях…»

Сей цветок в Японии считают священным. Совершенство линий и тонкая хрупкость, прирожденное изящество и стремление к солнцу, к духовной чистоте – вот что такое лотос, по мнению японца. Как этот роскошный цветок медленно начинает свою дорогу к свету на черном дне илистого пруда, так человеку следует пройти путь духовного очищения и самосовершенствования.

Одно из лучших мест Токио для любования царственным цветком – лотосовый пруд Синобадзу (Shinobazu) в токийском зоопарке. Находится он в парке Уэно, куда ноги прямо сами вели меня в моих путешествиях по японской столице. Пруд большой, с удобно проложенными мостками, чтобы ходить и смотреть на нежные бутоны, роскошные распустившиеся цветы и фантастически совершенные коробочками с семенами. Лотос одновременно показывает все стадии развития, словно демонстрируя нам непрочность жизни и – ее неиссякаемость, самовозобновление. Недаром символическое значение этого цветка – красота, не подверженная влияниям реального мира, ее торжество над смертью. Но есть у японцев изображение лепестков лотоса, выгравированное на основании каменного фонаря, – «цветы, которые зацвели повторно», что означает увядание…

Лотос считают самым старым цветком на земле. Родина его Египет, потом была Индия, затем он попал в Китай, а уже оттуда – в Японию. Лотос тесно связан с образом Будды, буддизм же одна из важнейших религий Японии. И лотос в ней главный среди цветов. Будду обычно изображают сидящим на лотосе. Что неудивительно: эта «жемчужина Лотоса» появился из прекрасного цветка в виде пламени. По одной из легенд, Будда едва сделал первые семь шагов – и сразу же распустились прекрасные цветы с розовыми лепестками. Да и в буддистском раю, в водоемах из драгоценных камней, расцветают лотосы самых разных цветов и оттенков.

В каком же сердце
лотос, раскрыв лепестки,
цветет без устали?

В японской буддийской живописи и храмовой скульптуре Будда восседает на троне из огромных лотосов. В VIII веке Лотосовую сутру (проповеди, произнесенные Буддой Шакьямуни на священной горе Гридхракута и над ней) в Японии объявили одной из трех сутр, защищающих страну. С цветком лотоса сравнивают «совершенное» учение Будды из Сутры о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы.

Кроме всего, лотос еще и невероятно красив. Кому же, как не эстетам японцам, заняться их разведением в прудах их бесчисленных парков? Увидев на фотографиях японский лотос, я восхитилась сходством его нежно-розовых бутонов с каспийским лотосом, которым любовалась в Астрахани, купаясь в речушке с очень теплой водой и чудными лотосовыми зарослями у самого берега. Конечно, японцы разводят и белый лотос, и кремовый с красной каймой, и другие сорта.

Листики овальные, как будто чуть присыпаны пудрой, прихотливо и свободно они тянутся вверх, стебель гибкий, но крепкий. За бутонами с большим ножом плавала хозяйка астраханской дачи. И подарила мне это пахучее великолепие, похожее издалека на розовое облачко. Но довезти лотос домой невозможно. В первый день бутон начинает немного раскрываться, во второй открывается весь, – к ночи он закроется, на третий день опадет.

Божественным цветком надо просто любоваться, к тому же есть верный способ сохранить лотосовую красу.

Его знает художник – соавтор природы, сотворец ее таинств. Ольга Караваева не училась рисовать, работа у нее была кабинетная, в московском департаменте. Но гены творчества глубоко в ней сидели, чтобы излиться, наконец, потоком рисунков и картин. Лотос занял в ее произведениях ключевое место. Как и я, побывав в лотосовом заповеднике, Ольга влюбилась в неповторимость благоуханных бутонов и – загорелась их рисовать. Она большая поклонница японской культуры.

Тушь для суми-э

Эстет до кончиков ногтей, Оля все делает красиво. Купила тонкую, почти прозрачную рисовую бумагу, раздобыла кисти с жестковатыми хвостиками – овечьими и волчьими. Выискала невероятно изящные кирпичики туши с выбитыми на ней рельефами золотого дракона (сами по себе произведения искусства). Слегка намочила тушь, изучила инструкции мастеров – и взялась за дело.

Сейчас в ее коллекции порядка полсотни лотосов, выполненных в различных техниках – японской, китайской, корейской. Очень эффектно смотрятся залитые воском цветные лотосы на черном фоне. Восковые краски применяли еще в Древнем Египте. В Древней Греции разработали целую технику, назвав ее «энкаустика» – выжигание картины восковыми красками на мраморной доске. Сейчас энкаустика переживает новый виток.

Процесс приготовления туши

На большой выставке современного искусства в «Триуф-молле» (Саратов) останавливают взгляд розовые, сиреневые, бледные, трепещущие, длинные лепестки Олиных лотосов. С помощи цветной туши она написала и залила воском картины, украсившие нижние ряды центральной стены. А в центре зала – лотосы в технике суми-э («суми» − тушь + «э» − живопись).

Оля пишет своим любимым способом суми-э, средневековой японской техникой рисования тушью и минеральными красками на рисовой бумаге. Ее называют еще живописью самовыражения и философии одновременно, не забудем, что лотос − еще и цветок мудрости. И когда Оля рисует лотосы, она читает японские стихи, а ее кисточка словно сама бегает по бумаге.

Появились первые лотосы

Суми-э в XIV веке принесли в Японию буддийские монахи. Эта техника чем-то сродни акварельной живописи. Мастера сумиэ рисовали обычно черным цветом, с большой гаммой серых оттенков. Иногда японские художники разнообразят палитру цветными минеральными красками.

Ольга недавно устроила День лотоса и всех нас позвала на свой мастер-класс. У Оли все как в стародавние времена: только брикетики чёрной, как смоль, туши, кисти для рисунка и каллиграфии, белая, просвечивающая бумага, вода в изящных фарфоровых чашечках. Никаких набросков не требуется – кисть, словно волшебная палочка, сразу рисует легкие, как крылья мотылька, лепестки. Тут очень важен каждый мазок, имеющий и медитативный эффект. Известно, что в традиционных японских школах суми-э ученики первый год тренируют только элементы-мазки.

Согласно философии дзэн, даже простые черные линии «отвечают духу дзэн», и несколько слов могут быть результатом долгих размышлений, как и несколько мазков на бумаге.

Поверхность листа художница не закрашивает. Это придает ее работам некую полетность. И будит воображение – можно додумывать рисунок. Узкие бутоны, распустившиеся пышные цветки, круглые коробочки с семенами вырастают на Олиных картинах до небес, и где-то в их тени, среди похожих на опахало листьев, прячутся юркий зимородок, нарядная цапля с хохолком.

На просвет рисунок зеркально смотрится с другой стороны, в этом своя прелесть. Оборотная сторона меняет предметы местами, меняется и настроение произведения. Мы увидели процесс рождения сразу нескольких работ, и помедитировали вместе с автором, набрались ее светлой энергии.

Немало стихотворных и прозаических строк посвятили в Стране Восходящего солнца «императору» цветочного мира. Лотос и правда великолепен. Вот хоть эти строки, тоже подходят к Олиным картинам.

Вечер украшен
лотосом белым пленит
в лучах заката.

Ирина Крайнова

Фото Надежды Шитовой и с сайтов

Автор: Admin

Администратор

Добавить комментарий

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial