«Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо» продемонстрируют в ГМИИ им. А.С. Пушкина

«Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо». В Пушкинском музее готовятся к открытию выставки японского искусства. Экспозиция необычная — публику ждут две самостоятельные выставки. Репортаж Яны Мирой.

В этой коробке еще одна коробка. А в ней сверток. Журналисты стоят на строго отмеренном расстоянии, ни сантиметром ближе. С этих вещей не просто пылинки сдувают, над ними практически не дышат. На выставке в Пушкинском музее два произведения в статусе «Национальное сокровище», пять «Особо ценных объектов культуры». Все эти произведения в России впервые. Многие никогда прежде не покидали Японию.

«Любая выставка японского искусства оценивается по вещам, которые в ней участвуют. Вот эта ширма Угато Кори, монтаж которой сейчас снимали, «Боги ветра и грома» и ряд других вещей — это настолько знаковые вещи в истории японского искусства! Они входят во все учебники истории искусства», — рассказала куратор выставки Айнура Юсупова.

Здесь у каждого произведения есть паспорт сохранности. Опытные монтажники специально приехали из Японии. Кураторы и реставраторы проверяют сантиметр за сантиметром, все ли в порядке. Это хрестоматийно известное произведение. Чарующие линии и краски этой ширмы часто появляются на обложках изданий по японскому искусству.

«Именно эту ширму мы решили сделать центральным произведением всей выставки. Потому что это самое знаменитое творение целого направления в японском искусстве, которое получило название школа Римпа», — говорит куратор выставки Хироёси Тадзава.

В Японии не было разделения на декоративно-прикладное и высокое искусство. Художники могли расписывать свитки, чайную керамику, веера. Всё, что окружает человека, должно быть и функционально, и прекрасно. Позже эта идея стала основой знаменитого японского дизайна. Печатная графика выходила большим тиражом и была доступна массам.

Хукусай. «Большая волна в Канагаве». Лист из серии 36 видов Фудзи. Наверное, это самое известное произведение японского искусства в мире. Оно есть даже в Вашем мобильном телефоне. В любой программе моментальных сообщений встречается этот образ. Он стал символом, знаком. Этот портрет, созданный художником Сяраку, широкой публике не так знаком. Но его черты можно разглядеть в знаменитом советском кинофильме. «Сяраку оказал огромное влияние на многих деятелей мировой культуры, в частности, на Сергея Эйзенштейна. У Сергея Эйзенштейна в коллекции были поздние копии гравюр Сяраку, и известно, что он использовал эти композиции, эти приемы, найденные Сяраку, в своем фильме «Иван Грозный»», — комментирует куратор выставки Айнура Юсупова.

Всего на выставке 135 произведений, но на открытии представят только половину. По строгим японским стандартам такие хрупкие вещи нельзя выставлять дольше четырех недель. Через месяц работы будет полная смена экспозиции.

Источник

Автор: Admin

Администратор

Добавить комментарий

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial