Новые имена российско-японской дружбы: Екатерина Александровна Макаревская

Моё первое знакомство с Екатериной Александровной состоялось в автобусе, который вёз участников фестиваля «Katana Fest 2024». Мне с Сергеем Сергеевичем Антиповым (председателем правления МОО СП России) предстояло награждать победителей конкурса танка. И я решил познакомиться с призёром.

У самой дороги
Чистый бежит ручей.
Тенистая ива.
Я думал, всего на миг,
И вот — стою долго-долго…
[Сайгё-хоси (1118-1190) — Вера Николаевна Маркова (1907-1995)
«Сайгё: Горная хижина», пер. Веры Марковой, СПб.: Гиперион, 1997, с. 69]

В самое сердце поразили меня глубокие глаза и добрая улыбка Екатерины. Водитель едва-едва уговорил меня сесть на место. Однако красавица ехала на фестиваль не только за дипломом от Московской областной организации СП России, но и для того, чтобы исполнить вокальный цикл танка Ки-но Цураюки в переводе Анны Глускиной.

На фото дипломы победителям конкурса танка фестиваля (Katana Fest 2024)

Вот сам цикл.

* * *
Туман весенний, для чего ты скрыл
Цветы вишневые, что ныне облетают
На склонах гор?
Не только блеск нам мил,
И увяданья миг достоин восхищенья!

* * *
Узоры пестрые на ряби волн
От тени, брошенной зеленой ивой,
Чьи ветви тонкие
Сплелись красиво,−
Как будто выткали их на воде!

* * *
Да, сном, и только сном, должны его назвать!
И в этом мне пришлось сегодня убедиться:
Мир − только сон…
А я-то думал − явь,
Я думал − это жизнь, а это снится…

А вот исполнение (музыка также Екатерины Макаревской):

Мне не приходилось ещё слышать исполнения танка на таком высоком уровне. Ниже фото, сделанные В. Новожиловым на фестивале Katana Fest 2024.

На фото Сергей Сергеевич Антипов (председатель правления МОО СП России), Игорь Александрович Шевченко (секретарь правления МОО СП России) и Екатерина Александровна Макаревская (член правления АМПМ)
На фото Екатерина Макаревская (Katana Fest 2024)

Сергей Сергеевич Антипов сразу принял решение о приёме в члены АМПМ, а затем уже руководство российской Ассоциации мастеров поэтической миниатюры приняло решение о приёме Екатерины Макаревской в состав правления. В ранге члена правления АМПМ Екатерина была приглашена на обучающий семинар «Творческая мастерская МОО СП России».

На семинаре она не только читала стихи (слушайте 2.34.00), продемонстрировала чудеса техники игры на фортепиано (2.36.45!!, у меня сначала выпала одна мужская слеза, потом другая…): https://disk.yandex.ru/i/YZNEfOKneEB8xA

Затем Екатерина опубликовала в моём блоге http://shevchenko.haikukonkurs.ru/2024/11/01/екатерина-макаревская-о-семинаре-моо/ отчёт об этом мероприятии:

«19 октября в библиотеке №56 состоялся обучающий семинар МОО СП России по теме «Жанровое разнообразие поэзии. Поэтические тренинги».

После торжественного открытия в первой части программы участники прослушали интереснейший доклад Татьяны Дмитриевны Максименко, где она коснулась особенности таких жанров, как верлибр, вольный стих, белый стих, притча, а также жанров японской поэзии – танка, ракусю и кёка, в качестве ее разновидностей и хайку. Татьяна Дмитриевна иллюстрировала свое сообщение прекрасными примерами стихов поэтов серебряного века, а также японских и современных российских поэтов.

Творческую встречу продолжил Игорь Александрович Шевченко. На примере хайку Олеси Берг он виртуозно показал, как раскрывается смысловой веер произведения этого изысканного жанра, с помощью приема рекурсии раскрывая несколько смысловых слоев и позволяя переосмыслить первое впечатление с совсем неожиданной стороны.

Встречу снова продолжила Татьяна Дмитриевна Максименко с сообщением о жанре рубаи. Раскрыв технические особенности этого вида поэзии и его исторические корни, Татьяна Дмитриевна проиллюстрировала свое выступление прекрасными стихами Омара Хайяма и современного мастера рубаи Эдуарда Хандюкова.

После небольшой концертной программы встречу продолжил кандидат филологических наук, специалист по общей фонологии и страноведению Намибии Андрей Дмитриевич Яковлев интереснейшим докладом «О некоторых аспектах строфики». Андрей Дмитриевич раскрыл глубину приема онегинской строфы через минус прием – несоответствие между синтаксическим делением и строфическим и отражение этого в эмоциональной сути стиха. Также мы услышали об особенностях строения итальянских и английских сонетов, о венках и коронах сонетов. Истинное удовольствие слушателям доставило исполнение Андреем Дмитриевичем сонетов на итальянском и английском языках, а также на русском в замечательных переводах С. Маршака и А. Эфрон. Чрезвычайно интересно было услышать древние латинский и греческий языки в их аутентичном звучании на примерах древней поэзии, которые звучали поистине магически. В заключение Андрей Дмитриевич рассказал о жанре лимерик, прочитав несколько произведений в оригинале и в переводах».

На фото Екатерина Макаревская и Татьяна Максименко

Для справки

Максименко Татьяна Дмитриевна, заслуженный писатель, автор 20-и книг, член высшего творческого совета МОО СП России, лауреат ряда литературных конкурсов и премий, имеет публикации в журналах: «Юность», «Литературная учёба», «Смена», «Москва», «Таврия литературная», «Молодая гвардия» и др. Руководитель ЛИТО «Крылья» (г.о. Жуковский).

Блок Японии: https://disk.yandex.ru/i/VuewuVZ_CocL3w (нарезка Екатерины Макаревской).

Творчество Екатерины Александровны занимает достаточно широкий спектр. Вот лишь некоторые эпизоды:

1) запись симфонической картины Екатерины Макаревской «Сказки птицы Гамаюн»,оркестр «Terra incognita» (дирижёр Ярослав Бычков)

https://rutube.ru/video/83cbb82d067c09d7797b263098a6c4db/?r=wd

2) видео игры на китайской старинной мембранной флейте Ди Цзы

https://rutube.ru/video/b6bac4fba6b2f6886f023f8471281903/

3) входит в состав оргкомитетов Московского открытого межрегионального конкурса музыкантов «Исламей», посвященного М.А. Балакиреву и Московского открытого межрегионального конкурса исполнителей на клавишных инструментах «Синяя бабочка».

4) записи фортепианных исполнений.

Брамс, интермеццо b-moll https://rutube.ru/video/46e68b10712085a184559262114f6bef/

Бах ХТК том II прелюдия и фуга E-dur

Рахманинов Этюд-картина c-moll

Прокофьев Соната №3 a-moll

https://rutube.ru/video/1bfbe2d518d78d0047d57bdea7708773/

Впереди юбилей Александра Аркадьевича Долина (ВШЭ, Москва), встреча в Жуковском и т. д. Пожелаем Екатерине Макаревской здоровья и новых творческих достижений!


Игорь Александрович Шевченко
секретарь правления МОО СП России

Предлагаю читателям сайта «Россия-Япония» творческую автобиографию героини моего рассказа.

Я, Макаревская Екатерина Александровна, родилась в 1996 году в Москве. Мой папа, Александр Олегович, художник-график, сотрудничал с издательствами «Высшая школа», а также «Стройиздат», «Наука», «Молодая гвардия». Моя мама, Любовь Николаевна, пианистка, известный педагог, ученики которой концертируют в разных странах, а также работают концертмейстерами и преподают в высших и средних музыкальных учебных заведениях, таких как МГК им. П.И. Чайковского, РАМ им. Гнесиных, МПГИ им. Ипполитова-Иванова и других.

В 2012 году я с отличием закончила Детскую школу искусств им. М.А. Балакирева по программам «Фортепиано» и «Компьютерная музыка». Эту школу построила и создала ее уникальную инфраструктуру, которая содержит более 20 направлений развития творческой личности, директор школы, моя бабушка, Амали Николаевна Дарчинянц. Особенно замечательным и единственным в своем роде являлось направление компьютерной музыки, объединившее талантливых педагогов и композиторов, создавших уникальные учебные программы, позволяющие с 8-9 лет обучать детей композиции, импровизации, полифонии, аранжировке, оркестровке и другим, уникальным для детского образования, предметам и достигать высоких творческих результатов. Эти программы несколько позже освоила школа искусств в г. Ханта-Мансийске (побратим ДШИ им. М.А. Балакирева в Москве), ученики которой стали занимать высокие места на конкурсах композиции в Японии. Это заинтересовало специалистов из музыкальных школ Японии и некоторые программы, разработанные в ДШИ им. М.А. Балакирева стали применяться в японских музыкальных школах. В 9 лет я стала победителем российско-японского конкурса «Cassio» со своей авторской песней-кантатой «О Родине» на собственные стихи. В этом же году я стала лауреатом международного литературного конкурса «Олимпийские огни» в номинации «Эссе» (Афины, Греция).

Во время обучения в школе стала лауреатом многих международных и всероссийских конкурсов, завоевав в том числе Гран-при Международного славянского фестиваля (Москва) в номинации «Электронная музыка» за аранжировку «Картинок с выставки» М.П. Мусоргского и звание лауреата 1 степени в номинации «Фортепиано», Гран-при московского открытого межрегионального конкурса «Исламей» (Москва) в номинации «Фортепиано» и звание лауреата 1 степени в номинации «Композиция», также стала лауреатом 1 степени международного конкурса «Открытая Европа» в номинации «Фортепиано», лауреатом 1 степени международного конкурса «Музыка и электроника» в номинации «Композиция», лауреатом 1 степени Международного форума «Одаренные дети» в номинации «Композиция» и многих других конкурсов (более 20-и). Выступала с оркестром сербской филармонии (г. Нови Сад, Сербия, Гала-концерт всемирного конгресса международного фортепианного общества).

В 2016 году закончила АМК при МГК им. П.И.Чайковского отделение «Фортепиано». За это время я стала лауреатом всероссийского конкурса им. Д.А.Блюма в номинации «Композиция».

В 2021 году закончила РАМ им. Гнесиных отделение «Композиция, компьютерная музыка» в классе профессора, заслуженного деятеля искусств РФ, члена Союза композиторов России Владимира Григорьевича Пешняка. Во время обучения в академии я стала лауреатом 1 степени и обладателем главного приза на конкурсе молодых композиторов им. В. Храмова (Самара, 2018). Для самарской молодежной оперной студии мной также была написана опера «Басни Крылова». В 2020 году я получила Гран-при международного конкурса-фестиваля «Музыка и слово» (РАМ им. Гнесиных) в номинации «Фортепиано соло, моноспектакль» за исполненный мною спектакль «Скрябин и Пастернак – симфония стихий» по собственному сценарию. Мною были созданы произведения, с успехом прозвучавшие на концертной эстраде: Соната для флейты соло, Триптих для скрипки и клавесина, Трио для скрипки, виолончели и фортепиано «Народные танцы», фортепианный цикл «Моменты времени», вокальный цикл «Петербург» на слова А. Блока и другие. Изданы сюита для скрипки «Птицы» по мотивам О. Мессиана и «Два крымских хора» на слова А. Пушкина. Выпускная квалификационная работа написана по теме «Интерактивное исполнительство на ЭМИ: обзор современных контроллеров». Выступала с оркестром областной филармонии «Инструментальная капелла» на сцене РАМ им. Гнесиных, исполняя свой концерт для фортепиано с оркестром.

В 2023 году закончила магистратуру МГПУ по специальности «Фортепианная педагогика». За это время стала лауреатом 1 степени конкурса «Искусство звука» в Санкт-Петербурге за исполнение монопрограммы из произведений А. Скрябина. Выступала на многих концертных площадках Москвы и других городов России в качестве пианистки и певицы, в том числе с московским симфоническим оркестром «Terra Incognita».

Магистерская диссертация написана на тему «Стилевая импровизация как метод развития творческого мышления». Являюсь автором программы для студентов музыкальных училищ «Музыкальная информатика».

Еще в школе увлеклась восточной поэзией и с тех пор пробовала свои силы как в разных жанрах восточной поэзии, так и в других жанрах поэтической миниатюры. В 2024 году мной был создан вокальный цикл на стихи Ки-но Цураюки в перевода А. Глускиной, с успехом исполненный на фестивале KATANA FEST в г. Дубна. В сентябре 2024 года приняла участие в открытом конкурсе танка на VIII дубненском фестивале KATANA FEST, где получила звания лауреата и дипломанта и была приглашена вступить в АМПМ.

Увлекаюсь живописью в жанре графики и игрой на восточных духовых инструментах.

В настоящее время работаю преподавателем фортепиано в ДШИ им. М.А. Балакирева. Мои ученики уже неоднократно завоевывали звания лауреатов на международных и всероссийских конкурсах.

Автор: Admin

Администратор

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial