История чайной церемонии в Японии

Перевод статьи с английского: Волдимарс Карклинш

Оригинал текста составлен Адамом Акаром (доктор философии, Ph.D) и размещен на вебсайте компании «Kimono Tea Ceremony Maikoya», которая занимается организацией для туристов посещения чайной церемонии в Киото, Осаке и Токио. Компания выигрывала премию Travelers Choice Award в течении 7 лет подряд (2018-2024).

Автор статьи, Адам Акар, получил докторскую степень по философии в области исследований культуры (cultural studies), и занимается преподаванием курсов по японской культуре более 15 лет. Он является экспертом по японской культуре, чайной церемонии, культуре гейш, истории Киото и истории Японии. Его академические труды цитировались более 1000 раз.


История чайной церемонии до Японии

1000 лет до н. э. Первые чайные листья были выращены в Китае в качестве лекарственного растения.

700 г. н.э.Чай становится популярным лекарством в Китае во времена династии Тан.

710 г. н.э. Город Нара становится первой официальной столицей Японии в VIII веке. Каллиграфия, бумага и чай были привезены буддистскими монахами, прибывающими из Китая. Город Нара был построен по плану китайской столицы Чанъань.

729 г. н.э. Император Сёму провёл религиозную церемонию с 100 священниками во время которой подавался чай. Такой тип чайной церемонии назывался «хикича».

760 г. н.э. Лу Юй (Lu Wu) cоставил первую книгу о чае − «Чайный Канон». Он верил, что чай − это священная субстанция, которая создает гармонию и баланс во Вселенной.

Существует известные строки в Китае, посвященные Лу Юю:

«День, когда я видел Лу Юя, уходящего собирать чай.
Тысячи горных пиков встретят моего уходящего друга,
Когда весенние чаи снова расцветут.
С такой широтой и мудростью,
Безмятежно собирает он чай,
Посреди утренних туманов
Или в багряных вечерних облаках.
Завидую его одинокому путешествию.»

История чайной церемонии в Японии и Киото

778 г. н.э. Началось строительство храма Киёмидзу и спустя 15 лет столица Японии была перемещена в Киото, который в то время назывался Хэйан. Настоящее здание храма было перестроено заново в 1600-ых годах (без использования гвоздей).

805 г. н.э. Чайные семена были привезены в Японию благодаря монаху Саитё 最澄 из Китая династии Тан.

786 — 823 гг. н.э. Император Сага. Первый японский император, который ввел употребления чая на официальных собраниях

815 г. н.э. Японский монах Эйчу, который путешествовал в Китае, предложил чайные листья японскому императору Сага. Год спустя, император Сага издал указ о создании чайной плантации в Киото (Хэйан). Это стало первым упоминанием о чае в письменных источниках Японии.

1050 г. н.э. Каи Сянь написал вторую из самых известных книг о чае, где впервые упоминается чайный зеленый порошок (маття).

«Благоухание, цвет и вкус чая, все стареет с течением времени. Следует довести воду до кипения в чистой посуде, и положить в нее чай для удаления масла*. Один или два раза будет достаточно. Затем его нужно взять щипцами, подсушить на слабом огне и измельчить. Для нового чая, собранного в этом году, это необязательно.»

/масла* — примечание переводчика. На английском использовано слово oil, cкорее всего речь идет о растительных маслах из чайного листа./

1191 г. н.э. Мёан Эйсай поехал в Китай для изучения буддизма и затем привез в Японию учение “Чань” и семена зеленого чая. Он известен как создатель школы Риндзай и основатель учения Дзэн в Японии. А так же как первый человек, который представил порошковый зеленый чай в Японии. Ему оказывал поддержку сёгунат в Камакура. Эйсай основал храм Кэннидзи в 1202 году благодаря пожертвованиям от клана Минамото. Кэннидзи − самый старый храм в Киото. Сегодня можно увидеть там чайные кусты, которые выращиваются в храмовом саду.

1207г. н.э. Монах Мёэ посадил чайные семена в Тогано 栂尾, недалеко от Удзи 宇治. Чайные семена были из тех, что привез Эйсай из Китая династии Сун 宋. Чай, который выращивали здесь, называли «хонча» («настоящий чай»). Город Удзи стал известен как место выращивания и производства чая. Все остальные виды чая из других мест назывались «хича», что означало «другие чаи», не такие как хонча.

1141-1215 гг. н.э. Эйсай. Основатель Дзэн буддизма

1211 г. н.э. Эйсай написал книгу «Кисса Йодзики», о том, как оставаться здоровым, употребляя зеленый чай. Сёгун приглашал Эйсая заваривать ему чай во время ухудшения самочувствия и это позволяло сёгуну быстро восстанавливаться. Эйсай умер в возрасте 74 лет в 1214 году и был похоронен в храме Кэннидзи, недалеко от посвященного ему музея.

«Чай − это настоящий элексир жизни» − Мёан Эйсай.

В 1300-ых гг. н.э. чайная церемония становится популярной среди монахов дзэн и среди тех самураев, которые стали первыми последователями дзэн буддизма. Буддийские монахи пили чай, чтобы не засыпать во время длительных медитаций и для поддержания здоровья. Самураи использовали чайную церемонию для общения и для политических переговорных целей. Атмосфера церемонии помогала создать дружелюбную обстановку с лидерами враждебных кланов. Чайная церемония в среде самураев в то время была больше похожа на игру по угадыванию 10 сортов чая (точа), где гостям нужно было угадать сорт чая по вкусу и аромату.

1324 г. н.э. Император Годайго организовал чайное собрание с участием воинов и попытался обрушить военное правительство сёгуната. Его цель была достигнута в 1331 году. Однако, уже 3 года спустя другой клан усилил свое влияние и контроль за страной. И император вновь стал всего лишь символом власти, утратив свое влияние. Тем не менее, император Годайго поручал своим помощникам создавать маленькие чайные чаши в форме золотой горы.

1336 г. н.э.Сёгун Асикага Такаудзи стал правителем Японии и запретил проводить чайные собрания. Цель запрета − помешать разным кланам использовать чайные встречи для создания политических альянсов против сёгуната.

1350-ые гг. н.э. Во время периода Муромати известные даймё, которые проводили много чайных вечеринок «точа», ввели еще одну игру для угадывания запахов под названием «тока». Чайная утварь в это время не использовалась для других целей, кроме как для церемонии, и только обеспеченные люди (элита общества) могла себе ее позволить. По этой причине в чайных собраниях самураи использовали одну чашу для совместного употребления чая. Дополнительно, использование одной чаши демонстрировало их доверие и лояльность своему лидеру или хозяину чайной церемонии.

1392 г. н.э. В Корее была основана династия Дзосён. Корейские чаши стали очень популярны в Японии, особенно в XVI и XVII веках. Тяван Идо − распространенная в Корее чайная чаша, стала самым популярным типом для чайной чаши в Японии, несмотря на то, что в Корее она использовалась для повседневной еды.

1394 г. н.э. Кинкакудзи – “Золотой Павильон” − был построен ушедшим на покой сёгуном Асикага Ёсимицу. Он использовал второй этаж здания для проведения чайных церемоний с друзьями. Оригинальный павильон был уничтожен в пожаре молодым буддийским монахом в 1950 году, впоследствии павильон был построен заново.

1467 г. н.э. Сёгун Асикага Ёсимаса известен как основатель традиций японской культуры или культуры Хигашияма. После ухода в отставку назначил своего брата новым сёгуном. Но его жена, Хино Томико, хотела, чтобы сёгуном стал его сын. В результате разногласий началась десятилетняя “Война годов Онин” между разделившимися на два лагеря кланами. Во время серии сражений большая часть столицы Киото была разрушена, включая главный храмовый комплекс Дайтокудзи и чайные дома, стоявшие на его территории.

1449 — 1473 гг. н.э. Асикага Ёсимаса. Построил храм Гинкакудзи для чайных собраний

Сёгун Асикага Ёсимаса построил Гинкакудзи (Серебряный павильон) на противоположной стороне города, где практиковал чайную церемонию, театр Но и каллиграфию. Асикага Ёсимаса также разработал «Сёин» − церемонию подачи (сервировки) чая на чайных встречах среди знати в Гинкакудзи. Это было сделано не только для того, чтобы показать влияние самураев, но также для обеспечения общественного порядка. Сёин стал основой для современной чайной церемонии, так как приготовление чая стало более важной частью, нежели само употребление чая. Сёгун Ёсимаса был скромным человеком. Поэтому при строительстве он возвел более простое здание, а не такой роскошный павильон как его дед. В добавление к этому, он развивал философию «Ваби саби», согласно которой, простое и натуральное всегда имеет эстетическую привлекательность.

1481 г. н.э. Иккю – ушел из жизни знаменитый поэт, каллиграф и подвижник дзэн буддизма и чайной церемонии в стиле дзэн. Он был настоятелем храма Дайтокудзи и обучал Мурата Дзюко. Мурата Дзюко считается изначальным основателем чайной церемонии тяною.

Существует знаменитая фраза Иккю Соина: «Чай происходит от Дзэн»

1488 г. н.э. Мурата Дзюко, обладатель мирского буддийского сана, написал письмо «Кокоро но Фуми» − «Письмо от Сердца» своему ученику, в котором описал основные принципы современной чайной церемонии. Он сформулировал буддийские принципы спокойствия и отрешения от мирских желаний, принцип эстетики (красоты) увядания и старения. Он стал инициатором проведения скромных чайных встреч вместо пышных чайных собраний. Проводил их в маленькой комнате со скромными чайными инструментами под названием «ваби-ча». Мурата Дзюко ввел в обиход маленький размер чайной комнаты на 4,5 татами (семь квадратных метров) и не покрытую глазурью, простую посуду для чайной церемонии из района Бидзэн. По его представлению, понятия «увядший» и «холодный» должны быть отражены на посуде для чайной церемонии. И, как говорят, Мурата Дзюко превратил чайную церемонию в тренировку духовного состояния, в упражнение для размышления над аспектами Дзэн.

1422 — 1502 гг. н.э Мурата Дзюко. Создатель первых правил для японской чайной церемонии, известных сегодня

1548 г. н.э. Цуда Сотацу написал «Дневник чайных собраний», проводившихся в регионе Сакаи, пригороде современной Осаки. Его учитель Такэно Дзёо был торговцем и основал чайную школу в Сакаи. Эти записи в виде дневника рассказывают о новом виде чайных церемоний, которые проводились представителями торгового сословия. Эта форма церемонии отличалась от тех, которые упоминались в более ранний период в записях составленных самураями. Сотацу был очень близок с такими знаменитым самураями и даймё, как Ода Нобунага и его полководец Акэти Мицухидэ.

1534 — 1582 гг. н.э. Ода Нобунага. Знаменитый регент, который любил чайную церемонию

1568 г.н.э. Ода Нобунага объединил Японию и занял столицу Киото в конце периода Муромати. Так началась новая эпоха Адзути Момояма. Ода Нобунага был безжалостным воином, но при этом страстным поклонником чайной церемонии. В те времена самым важным сокровищем самурая был его меч и принадлежности для чайной церемонии. Ода часто заставлял своих новых вассалов из присоединенных или завоеванных земель преподносить ему подарки в знак признания его власти в виде дорогостоящих предметов для чайной церемонии.

1582 г.н.э. Сэн-но Рикю стал главным чайным мастером у Тоётоми Хидэёси после смерти Оды Нобунага. В этом же году, Сэн-но Рикю построил чайный дом Тай Ан в Миоки, на территории Киото. В последствии Тан Ай стал самым известным чайным домом этой эпохи. Сэн-но Рикю, который родился в Сакаи и проводил чайные церемонии у Ода Нобунага, стал самой важной фигурой в истории японского чая. Он не только воплощал принципы, заложенные Мурата Дзюко, но и установил простую форму “ваби-ча” и построил более 40 чайных домиков. Он разработал новые типы чайных предметов и подчеркнул важность использования сезонных цветов в чайных комнатах.

Его три правнука основали три главных чайных школы в Японии, которые называются Ура-сэнкэ, Омото-сэнкэ и Мусякудзи-сэнкэ. К сожалению, по неизвестной причине Хидэёси приказал Сэн-но Рикю совершить ритуальное самоубийство в 1591 году. Он похоронен в храмом комплексе в Дайтокудзи, а храме Дзюко-ин ( 聚光院 или храм Великой Добродетели).

1522-1591 гг.н.э. Сэн-но Рикю. Отец японской чайной церемонии

1584 г. н.э. Регент Тоётоми Хидэёси, который управлял Японией больше 20 лет, построил золотую чайную комнату и провел чайную церемонию в императорском дворце. Три года спустя, Тоётоми организовал Великую Чайную Церемонию Китано в храме Китано Тэммангу, где были представлены наиболее известные чайные мастера. Каждый год, 25 февраля, в этом храме продолжают традицию проведения большой церемонии, предлагая чай и сладости для 3000 посетителей. Храм Китано Тэммангу находится рядом с кварталом Ками-синчикэн Гэйся, поэтому гейши и майко каждый год приготовляют чай для этого особого события. Тоётоми никогда не признавался официально как сёгун, поскольку его отец был крестьянином по происхождению, но он старался использовать Великую чайную церемонию как возможность представить себя обществу как попечителя императора в Киото.

1537 — 1598 гг. н.э. Тоётоми Хидэёси. Знаменитый регент, который построил золотую чайную комнату

1600 г.н.э. Хаос во время эпохи воюющих провинций − Сэнгоку Дзидай − закончился победой Токугава Иэясу после битвы при Сэкигахара. Начался длительный период мира под названием “Эпоха Эдо”. Фурута Орибэ, ученик чайного мастера Сэн-но Рикю находился в лагере Токугава и был награжден 10 000 коку риса. Он разработал свой собственный стиль чайной церемонии под названием Орибэ Рю. Он обучил чайному делу Кобори Эншу, который также основал свою школу чая Эншу-Рю. Фурута Орибэ любил керамические изделия с зеленой и медной глазурью с ассиметричными формами. Сейчас такие изделия называют посудой Орибэ. В музее “Кимоно Чайная Церемония Маикоя” представлены бамбуковая ваза для цветов Орибэ и 3 коробочки для благовоний. Фурута Орибэ в последствии был наказан за выступление против Токугавы во время осады замка Осака в 1615 году, поэтому ему было поручено совершить сэппуку.

1543 — 1616 гг. н.э. Токугава Иэясу 1543-1616. Самый знаменитый сёгун в Японии. Основатель династии Токугава

1605 г.н.э. Был построен обновленный храм Кодаидзи. Кобори Эншу спроектировал бамбуковую рощу, а ученики Сэн-но Рикю спроектировали чайные домики внутри храма.

1579 — 1647 гг .н.э. Кобори Масакацу. Самурай, который любил чайную церемонию и занимался дизайном чайных садов

1645 г. н.э. Был построен императорский дворец Кацура. В настоящее время здесь находится пять чайных домиков, которые отражают буддистскую концепцию чайной церемонии и сильно отличаются от оформления типичных дворцовых залов того времени. Эти чайные домики имеют опоры из старого дерева, состаренные бамбуковые колонны и простой интерьер с окнами на уровне глаз, выходящими в сторону цветущих вишневых садов.

1670 г. н.э. В садах Исуэн города Нара были построены живописные чайные домики. Пруд рядом с чайными домиками был оформлен по образу ранних китайских чайных садов и сверху выглядит как иероглиф, обозначающий воду.

1700 г. н.э. Во время спокойного периода Эдо, влияние чайной церемонии росло. Чай выращивался в Удзи, пригороде Киото, и рассматривался как драгоценность. Первая партия чая высокого качества из Удзи во время транспортировки из Киото в Эдо охранялась отрядом из 30 конных самураев, так же как ценнейшие бриллианты. Они отправлялись в поход, для того чтобы представить новый урожай сёгуну или императору.

1737 г. н.э. Чайный фермер из Удзи по имени Нагатани Соэн разработал новый способ производства чая (обработка паром, сворачивание в иглы, сушка в печи). Этот новый сорт чая назвали “сэнча” и его можно было употреблять не только для церемонии, но и дома. Порошковый чай маття обычно употреблялся только на чайных церемониях. Большинство японцев дома пьют сэнча или заваривают чайные листья. Железный чайник – Тэцубин пришел в Японию из Китая и получил широкое распространение в быту. В 1740 году буддийский монах разработал чайную церемонию сэнча-до, которая похожа на обычную чайную церемонию, в которой гости пьют чай сэнча из маленьких чашек цилиндрической формы.

1858 г. н.э. Наосукэ Ии, главный министр города Эдо написал «Тяною Ичиэ-шу» −«Коллекция о Единстве тяною». В начале книги он написал эпиграф «Ичи го ичи э» − «Одна жизнь – одна встреча», что означает, что каждая встреча это шанс, это учит нас дорожить каждым моментом.

1868 г. н.э. Правление сёгуната закончилось, и император Мэйдзи стал правителем Японии. Японское правительство осознало и выделило чайную церемонию как важное культурное наследие. Поскольку правление самураев было упразднено, простые люди и женщины получили возможность наслаждаться чайной церемонией.

1871 г. н.э. Святилище Ясака, которое раньше называлось храмом Гион, получило высочайший ранг государственной поддержки − кампэй-тайша.

Здесь было построено еще больше чайных домиков, которые привлекли еще больше гейш, которые приготовляют чай для посетителей.

1872 г. н.э. Одиннадцатый мастер школы Урасэнкэ Гэнгэнсай разработал чайную церемонию на стульях для иностранных гостей, которые посещали Киото, специально для участия в выставке Киото Экспо. Этот новый стиль стал называться Рю-Рэй, и котелок, который демонстрировался в разных вариантах стал называться мисоно дана.

1906 г. н.э. Книга чая, написанная Окакуро Кадзука, была опубликована в Нью-Йорке. Эта книга стала общественным достоянием и ее цитировали более 500 раз.

1923 г. н.э. В Киото родился Сэн Гэншицу (Сошицу XV) в семье школы Урасэнкэ. Он является представителем семьи Рикю в 15 поколении и проводил чайные церемонии на протяжении 38 лет в десятках стран для королевских семей и семей мировых лидеров. Несмотря на то, что он был еще жив, он передал свой статус «иэмото» своему сыну, Дзабосаю, который стал Сэн Сошицу XVI. Сэн Геншицу так же являлся председателем школы Урасэнкэ и Коничиан. Урасэнкэ − самая популярная школа чая в Японии, по статистике 70% практикующих чайную церемонию являются ее учениками. Школа чайной церемонии Урасэнкэ имеет свои отделения в более чем 20 странах.

1950-ые гг. н.э. В послевоенные годы многие женщины в Япония и учащиеся в школах стали изучать чайную церемонию как часть программы классов «сого-бунка». Люди считали, что женщины брачного возраст должны овладеть навыками чайной церемонии, чтобы завоевать общественное признание и обрести самоуважение. Маленьких детей обучали чайной церемонии, чтобы они учились заниматься в группах по очереди и вместе с тем обучались общению между собой. Классы для чайной церемонии были созданы даже в начальных школах.

Резюме

В 1187, Эйсай, буддийский наставник, совершил путешествие в Китай и привез чайные семена с собой. Он распространял употребление чая в виде измельченных в порошок листьев, что отличалось от того, как обычно заваривали чай в Китае. Он говорил о том, что зеленый чай − это хорошее лекарство от многих заболеваний, включая паралич, потерю аппетита, вирусных болезней, передаваемых через воду. Он также рекомендовал пить чай для поддержания состояния бодрости (чтобы отгонять сон) во время длительных медитаций и чтения мантр в буддистских храмах. Эйсай − основатель школы Риндзай, отдельного направления в дзэн буддизме, популяризировал дзэн в Японии. И поэтому чайная церемония и дзэн стали восприниматься нераздельно.

Самурайское общество, развиваясь, впитывало в себя концепции дзэн буддизма в течении периода Муромати (1336-1600; это период наибольшего количество войн в Японии, и время феодальной раздробленности). Вместе с этим и зеленый чай стал все более и более распространенным. Город Удзи стал самым знаменитым местом по выращиванию чая. Считалось, что здесь производили самый вкусный чай. Самураи часто проводили собрания и приготовляли зеленый чай, а также играли в игру по угадыванию разных сортов чая, выращиваемых в Японии, по вкусу и аромату. Культура употребления чая из одной чаши для нескольких гостей зародилась также в этот период, поскольку проводились собрания с большим количеством участников, а чайных чаш в чайных домах было не так много.

Обычно под японской церемонией понимают ту, которая была основана мастером Сэн-но Рикю (1522-1591), который жил в городе Сакаи. Считается, что он построил более 40 чайных домов; он так же приходится дедом всем троим основателям главных чайных школ в Японии. Он изменил подход в употреблении чая и превратил чайный досуг в ритуальное действо в духе “омотенаши” (покорение себя ради гостя) и философии ваби-саби (простота и минималистичный подход к жизни). Большинство элементов чайной церемонии, такие как ниша в стене, чайный сад, маленький размер чайной комнаты, свиток висящий на стене, букет сезонных цветов, называемых чабана и четыре главных принципа чайной церемонии были введены мастером Сэн-но Рикю. К сожалению, он был приговорен к смерти правителем Тоётоми Хидэёси.

В течении периода Эдо (1600-1868) популярность чая возрастала. Каждый год 30 вооруженных всадников осуществляли перевозку 8 корзин с самым свежим чаем из Удзи в Токио, чтобы его могли пить при дворе сёгуна, при дворе императора и для узкого круга высшей знати. Чайница (тя-ирэ, баночка для чая) в то время считалась одной из трех самых важных вещей, которыми владели самураи. Двумя другими были меч катана и свитки. В основном самураи использовали чайную церемонию как ритуал для приемов и важных переговоров. Концепция простоты сохранялась, но появилось больше украшений на чашах и в чайной комнате.

Перед эпохой Мэйдзи, религиозные деятели, аристократы и представители элиты тоже использовали ритуал чайной церемонии. В этот период между 1868 и 1912 годом, правительство оценило чайную церемонию как важное культурное наследие. И после отмены военного правительства самураев, простые люди и женщины тоже начали получать удовольствие от чайной церемонии. Гейши изучали чайную церемонию в рамках своего обучения, а молодые женщины должны были изучать ее вместе с икэбаной, чтобы подготовится к замужеству.

Сегодня большинство японцев имели опыт проведения чайной церемонии хотя бы раз в жизни, а возможно, изучали ее в начальной или старшей школе. В 1950 и 1960 годах были популярны специальные школы, которые проводили обучение этикету и чайной церемонии для женщин, готовившихся выйти замуж. В этих школах так же преподавали искусство составление композиций икэбана и другие искусства для того, чтобы женщина могла бы хорошо выполнять семейные обязанности в доме. В начальных школах в Японии изучались основы чайной церемонии, чтобы научиться уважать других и вести прием и вести себя последовательно. Самая большая чайная школа Урасэнкэ имеет сотни отделений внутри и за пределами Японии. Пожилые люди тоже посещают курсы чайной церемонии, которые проводятся в общественных центрах.

Благодарю за внимание!

Переводчик: Волдимарс Карклинш, японист, г. Магадан

Автор: Admin

Администратор

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial