Как давно вы занимаетесь исторической реконструкцией, и как к ней пришли? Антон, какова история создания клуба «Клан Такеда»?
— Реконструкцией, как таковой, я занимаюсь 14 лет. Все начиналось с проведения чайных церемоний. Но однажды нас пригласили на первый городской фестиваль анимэ и попросили рассказать о традиционной культуре Японии. Нашлись ребята, которым было тесно в рамках анимэ. Начали с традиционного фехтования кэндзюцу. Постепенно появилось желание чего-то более широкого. Так и возник клуб, занимающийся историей Японии. Первый комплект доспехов привезли из Гонконга. Потом нашли мастеров в России. Сейчас в клубе есть своя пошивочная мастерская и мастерская по изготовлению различных артефактов. Во многом теперь мы опираемся на свои силы и многое изготавливаем сами. В клубе есть библиотека, включающая и издания на японском языке. В данный момент в планах покупка энциклопедии японского исторического костюма. Она нам жизненно необходима для нового проекта «Кимоно. 1000 шагов».
Какое будущее ждёт Ваше движение?
— Историческая реконструкция в России появилась позже, чем за рубежом. Но сейчас есть и серьезные клубы, и исторические фестивали. Движение развивается. На мой взгляд, это хорошее подспорье для того, чтобы современная молодежь заинтересовалась историей и оторвалась от гаджетов. В реконструкции есть и научно-познавательная, и игровая составляющие.
С какими трудностями сталкивается клуб «Клан Такеда»?
— Главная наша трудность — это финансы. Реконструкция – штука не дешевая. Нужно закупать материалы, а это выливается в серьезные расходы. Спонсоров у клуба нет. Поэтому мы ограничены даже в элементарных выездах на различные мероприятия. У нас не только команда в полтора десятка человек, но и объемный багаж, который надо вывозить.
Еще одна трудность — это поиск исторических источников. Литературы по истории Японии на русском языке не так много. Что-то мы переводим с японского языка. И это часто приводит к очень интересным открытиям. На мой взгляд у нас сложилась весьма односторонняя тенденция. Искусство облачения в кимоно (кицукэ) изучают по современным образцам. Но этот дресскод сложился в 1960-ые годы. Ранее приемы надевания традиционного кимоно отличались и менялись от века к веку. Мы ищем иллюстративный материал и стараемся воссоздать манеру одеваться в более ранние времена. И снова все упирается в финансы. Такая литература издается в Японии и стоит не дешево.
Реконструкция средневековых сражений занятие довольно опасное, какие меры предосторожности вы принимаете, чтобы избежать реальных травм на поле боя?
— Все наши показательные поединки выстроены сценически. Тут мы пошли по пути японских исторических фестивалей. Это скорее спектакль, чем импровизация. Но чтобы воплотить это в готовый номер, нужно много работать в додзё (тренировочном зале). Для неподготовленных людей у нас есть мягкие мечи (тямбары). Но и при таких поединках присутствует наш секундант, следящий за безопасностью.
Участники клуба, кто они?
— Самые разные люди. Художники, рабочие, студенты, школьники. Есть целые «семейные кланы». Пришел в клуб старший брат, а за ним потянулся младший. И они вместе занимаются в клубе.
Родители некоторых наших участников тоже в клубе, хоть и не занимаются. Они нам помогают в разных клубных делах.
Чему обучают в стенах клуба «Клан Такеда»?
— Список обширен. Все, что включает в себя история и традиционная культура Японии: фехтование, стрельба из японского длинного лука, традиционные игры го и сёги, икебана, оригами, плетение обуви варадзи, пошив кимоно, искусство правильного облачения в кимоно (у нас большая коллекция кимоно, включающая и раритетные вещи первой половины прошлого века), чайная церемония тя до. Ну и многое другое.
Где и как вы изготавливаете доспехи, оружие и повседневную одежду?
— Многое сейчас мы шьем и изготавливаем сами. В прошлом году изготовили полотняное ограждение военной полевой ставки бакуфу. На очереди походный самурайский шатер.
В швейной мастерской идет работа над кимоно периода Хэйан для проекта «Кимоно.1000 шагов».
Результатом проекта должны стать выставки, лекции, семинары, кимоно-дефиле и буклет по истории кимоно за 1000 лет.
Доспехи заказываем нашим друзьям из «Мастерской Дзи» (Анапа). Но некоторые элементы делаем и сами.
Что для вас значит, быть Самураем?
— Слово «самурай» окутано мифами и легендами. Но у него есть изначальный смысл. Самурай, это тот, кто служит своему делу, отдавая себя этому без остатка. Само понятие происходит от глагола «сабурао» – «служить». Воинов самураями стали называть только в XVIвеке. До этого в ходу было слово «буси» — «благородный воин».
Священник, артист, музыкант, инженер, рабочий, любой человек, служащий какому-то делу, ставшему для него жизнью это и есть самурай.
А есть какое-то посвящение в Самураи, ритуал?
— Ну, структура клуба повторяет в какой-то мере средневековое японское общество. Новичок вступает в клуб в ранге пехотинца асигару (это ополчение в средневековой японской армии).
Но он вполне может стать самураем. Решение о повышении статуса зависит от того, как он проявил себя в клубе.
Он получает право тренироваться не только с деревянным мечом боккеном, но и со стальным мечом иайто.
Кроме этого он уже выходит на мероприятия в одежде военного сословия. Такой комплект называется катагину камисимо.
Наиболее отличившиеся получают личный герб (мон).
Бывает ли у Вас ощущение, что Вы живете не в той эпохе?
— Думаю, что это не очень хороший знак, если человек так себя ощущает:
«Времена не выбирают.
В них живут и умирают…»
Скажите, какие эмоции Вы испытываете, когда одеваете доспех?
— Сложное чувство. Доспех меняет в чем-то наше мышление. Мы как бы переходим в другую эпоху. И уже не можем вести себя так, как в обычной жизни. Возможно в этом есть элемент театрального перевоплощения.
Хотя быть в полном доспехе в жаркий летний день — это серьезное испытание.
Как вы считаете, почему людям нравится окунаться в прошлое и организовывать разнообразные мероприятия в стиле разных эпох?
— Может мы когда-то недоиграли свои детские игры?
Или наш внутренний мальчишка еще где-то там в глубине жив?
Чем, по-вашему мнению, отличается реконструкция от ролевого движения?
Думаю, что самое главное отличие в том, что ролевое движение — это некая игра. В реконструкции присутствует научная составляющая, без которой это уже и не реконструкция.
Беседовал руководитель проекта «Л.И.С.» (Люди. Интервью. События) Глеб Грозный