В Японии расширяется сфера обслуживания индивидуальных клиентов, включая рестораны и даже залы караокэ-залы. В центре внимания — те, кто ценит конфиденциальность и минимальное общение с людьми превыше всего.
В заведениях, где подают лапшу-рамэн, а также в ресторанах, специализирующихся на якинику (мясо на гриле) обычно обедают семьями или группами. Однако в последнее время они переключились на индивидуальных клиентов, которые любят обедать в одиночестве, не отвлекаясь на обслуживающий персонал или соседей.
Инсайдеры сервисной отрасли считают, что эта тенденция отражает стремление решать проблемы диверсификации вкусов потребителей в стране со стареющим населением, где падает рождаемость и наблюдается затянувшаяся дефляция.
«Мы разработали систему, позволяющую клиентам наслаждаться раменом, не беспокоясь о назойливом внимании окружающих. Это особенно приветствуется женщинами», — сказал представитель сети Hakata ramen chain Ichiran Ramen из префектуры Фукуока (северный Кюсю), славящейся блюдом тонкоцу (рамэн на бульоне из свиных костей). Ресторанчики сети Ichiran, основанной президентом Манабу Ёситоми, предоставляют отдельные кабины, разделенные деревянными панелями, непроницаемыми для взглядов потенциальных соседей справа и слева.
При входе клиенты приобретают купоны в автомате, выбирая тип рамэна, который они хотят заказать и съесть в любой свободной кабинке.
Клиент следует в свою кабинку один, без официанта, потом нажимает кнопку вызова и просовывает свой талон на обслуживание через окошко в двери. Окошка остается закрытым, и створка поднимается только для передачи талона или для подачи готового блюда официантом.
Клиенты могут заказывать различные приправы, дрессинги, крепость бульона и даже степень разваренности лапши на бумажной карточке, которую они передают персоналу через то же окошко. Как только блюдо готово, окошко открывается и официант подает рамэн.
Система контроля концентрации вкуса была задумана Ёситоми в 1990-х годах. Главная цель заключалась в разработке условий, в которых клиенты могли бы полностью сосредоточиться на еде, не раздражаясь от взглядов окружающих или назойливого внимания персонала.
Путем опроса клиентов Ёситоми разработал идею отдельных кабин. Оказалось, что многие женщины считали затруднительным для себя в одиночку посещать лапшевни, так как стеснялись, что чужие люди наблюдают, как они с хлюпаньем втягивают в рот лапшу.
В наши дни женщины — основные посетители лапшевен, именно они составляют 40 процентов клиентской базы Ichiran. В Японии насчитывается более 70 ресторанов, и бизнес расширился до Гонконга, Тайваня, а прошлой осенью открылся филиал Ichiran в модном районе Бушвик в Бруклине (штат Нью-Йорк).
В сети ресторанов West Co. (якинику — мясо на гриле), которые расположены вдоль основных дорог Hakata Ward (префектура Фукуока), также имеются отдельные кабины для индивидуальных клиентов. Заведения, специализирующиеся на ленчах, стали популярными среди «белых воротничков», среди которых все больше женщин.
«Мы решили ввести такую систему, потому что знали — это будет привлекательно для тех, кто хочет есть в одиночестве», — сказал Масахару Хаги, глава отдела планирования. В будущем предполагается обустроить отдельные кабины в ресторанах в некоторых особо посещаемых торговых центрах (аутлетах).
«Это хорошо, если у вас есть необходимость поразмышлять о чем-то во время еды или же вы хотите сосредоточиться на обеде», — сказал 33-летний офисный служащий, впервые воспользовавшись услугой.
Пение соло стало модным трендом главным образом, среди молодых женщин в середине 2000-х годов, сейчас же эта тенденция широко распространилась. Holdings Co., известная своими заведениями Karaoke Manekineko, предоставляет кабины для одиночного пения «1 kara» в урбанизированных ареалах, таких как Токио, Осака, Сэндай, префектура Мияги и Кавасаки, префектура Канагава, с 2011 г.
Поскольку многие компании стараются притянуть индивидуальных клиентов, Koshidaka разработала свою «фишку» — высококачественные микрофоны и наушники, которые позволяют посетителям петь во весь голос и от души в полном одиночестве в звукоизолированной кабине.
«У нас высокий уровень повторных посещений, и их процент растет неуклонно», — поделился представитель компании.
Value Golf — система, которая позволяет клиенту резервировать партнеров в гольф-клубах. Как только клиент выбирает расписание на веб-сайте, он ставится в пару с теми, с кем он бы предпочел играть в гольф в течение данного периода.
Около 380 000 игроков зарегистрировано в Value Golf, большинство из них — мужчины среднего возраста и пожилые люди.
«После выхода на пенсию многим трудно завести друзей, а Value Golfе дает такую возможность», — сказал глава сервиса.
Томоки Иноуэ, специалист аналитического центра исследовательского института NLI, изучающий поведением потребителей, отметил, что тенденция к обслуживанию индивидуальных клиентов является признаком изменения демографии. «Поскольку многие женщины поздно выходят замуж, а также из-за других факторов, одиноких людей даже среди людей среднего возраста и тем более пожилых, все больше, и этот рынок растет, — сказал Иноуэ. — Необходимо расширить клиентскую базу в таких сегментах, как ресторанная индустрия, где конкуренция особенно жесткая, поэтому мы считаем, что ставка на индивидуального клиента будет делаться и дальше».
Daisuke Shimozawa, Фукуока
© KYODO
Источник: Japan Today, 2017 Aug. 25 05:35 am JST
На фото: магазин сети Ichiran Ramen