Кимоно как картина: История на шелке в «Победе»

В Центре культуры и отдыха «Победа» 25 мая 2024 г. состоится церемония открытия выставки «Кимоно. Вещь, которую носят» и показ фильма о выдающемся японском художнике по ткани.

Документальная картина «Кимоно Итику Куботы. История на шелке» Радика Кудоярова о великом мастере кимоно снята при поддержке Международного фонда имени Фаттаха Шодиева, в ленте рассказано, чем уникально творчество мастера и о том, какую роль в нем сыграла Сибирь.

Экзотическое слово «кимоно» означает всего лишь прозаическое «вещь для надевания», но в главных работах художника кимоно особые — большая их часть не была предназначена для ношения. В произведениях Итику Куботы сливаются воедино живопись на шелке, рисунок тушью, вышивка золотыми и шелковыми нитями, техника резервного крашения с помощью завязывания узелков и прошивания, тиснение золотой фольгой. Особое очарование работе придает то, что все это происходит на поверхности не свитка, а традиционного японского костюма.

Кимоно, представленные на выставке, являются витражными предметами искусства, в каждом из которых отражаются история, искусство и менталитет Японии, поэтому знакомство с традиционной одеждой — прекрасный способ углубиться в культуру Страны восходящего солнца.

Как и, например, узор восточного ковра, кимоно мастера рассчитаны на восприятие с разного расстояния: вблизи взгляду открываются новые детали. На выставках Итику Куботы кимоно часто не закрывают стеклом, чтобы их можно было рассматривать очень близко, как в музее художника. О необходимости этого говорил сам Итику: «Я бы хотел, чтобы ткань могла стать выразителем идей. Я хочу, чтобы люди почувствовали это, что самое сложное. В этом заключается смысл. Я хочу, чтобы произведения искусства говорили с людьми, доносили до них мысль художника».

В Японии тканые узоры с XVII века начали заменять художественной росписью, тогда же был изобретен способ юдзен дзомэ: контуры узора рисовали окрашенной рисовой пастой и затем расписывали, после чего платье превращалось в уникальную живописную картину. В этой технике Кубота работал с юности, пока не увидел в музее фрагмент ткани в старинной технике цудзигахана, которая была известна в XV–XVI веках, а потом вытеснена юдзен. В дальнейшем Кубота занимался возрождением забытой техники цудзигахана (буквально «придорожные цветы») и дополнил ее своими приемами, теперь современный вариант этой техники назван в честь художника «иттику цудзигахана».

В 16:15 в Большом зале пройдет дискуссия о кимоно, спикеры: Хасэгава Мана, Хасэгава Юки, после чего состоится показ фильма. Далее на площади перед «Победой» можно будет увидеть перформанс от клуба каллиграфии «Юракусё», после чего в Белой галерее откроется выставка с показом на видео перфомансов Хасэгава Юки.

Гости смогут полюбоваться кимоно из коллекции жительницы Новосибирска Тамары Крохолевой, а также каллиграфическими работами кисти Хасэгава Юки (г. Саппоро, Япония).

СПРАВКА

Итику Кубота — выдающийся мастер, удостоенный в 1990 году Ордена Искусств и литературы Франции, получивший международное признание благодаря оригинальному дизайну своих произведений, выдающейся работе с цветом и редкой преданности своему искусству. После смерти художника благотворительный фонд Фаттаха Шодиева (Казахстан) спас музей Итику Куботы от банкротства и приобрел всю коллекцию с целью не допустить ее распродажи по частям и сохранить целиком для мировой культуры. Несмотря на то что коллекция музея перешла в частное владение, она остается достоянием Японии, и Фаттах Шодиев готов впоследствии передать музей тому, кто сможет обеспечить сохранность коллекции.

Источник

Автор: Admin

Администратор

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial