С Саратовским государственным художественным музеем имени А.Н. Радищева наше Саратовское отделение Общества «Россия-Япония» связывают долгие деловые, дружеские, творческие отношения. Много интересных встреч, выставок и мастер-классов было проведено и в рамках фестивалей Японии в России, и просто настоящего, искреннего интереса и любви к Стране восходящего солнца.
Гостеприимный Музей
…В самые первые годы основания Саратовского отделения, а было это около 30 лет назад, в Саратовском Эрмитаже Поволжья проводила чайную церемонию большой друг и просветитель, посол доброй воли японской культуры в России и странах СНГ, незабвенная Ямада Мидори. Это было поистине впечатляющим событием для саратовцев, которые интересуются и изучают историю и культуру Японии. Именно, эта историческая встреча в Художественном музее заложила основы взаимодействия с культурной общественностью города Саратова.
В стенах Музея Саратовским отделением Общества было положено начало публично отмечать 16 февраля память святого равноапостольного Николая Японского в Саратове. Отделение также стояло у истоков создания храма свт. Николая Японского в Саратове. Музеем была поддержана музыкальная инициатива Отделения, и в его залах прошел концерт японской певицы Бан Вакако. Также значимым культурным событием для города стала уникальная фотовыставка японских мастеров, которые являются национальным достоянием Японии.
В Энгельсской картинной галерее − филиале Радищевского музея с 31 января 2024 г. открылась и будет работать до 19 мая т.г. уникальная выставка «Изящество и мудрость бытия. Искусство Японии XIX – второй половины XX вв.» т.г. Знаменательно, что День открытия выставки совпал с Днём 25-летия основания Саратовского общественного Центра «Япония». Это было приятным подарком для всех членов нашего Общества.
Необходимо отметить, что экспозиция выставки создана на основе частной коллекции известного собирателя предметов японской культуры Михаила Николаевича Зизина (Москва), который уже многие годы сотрудничает с музеем. На выставке также представлены предметы из собрания Радищевского музея: живопись, графика, книги, предметы декоративно-прикладного искусства, выполненные японскими мастерами, которые привлекают выразительностью, самобытностью, простотой и изысканностью.
Солидный юбиляр
28 марта российская общественность отметила 200-летие со дня рождения А.П. Боголюбова. Большие выставки прошли в Третьяковской галерее, в Центральном военно-морском музее (ЦВММ) в Санкт-Петербурге. А в сам день рождения А.П. Боголюбова открылась выставка «Браво, Боголюбов!» в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева. Этот федеральный проект объединил семь музеев нашей страны − музеи, где находятся работы А. П. Боголюбова. Музеи-участники выставочного проекта: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Ульяновский областной художественный музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Нижегородский государственный художественный музей, Серпуховский историко-художественный музей, Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова.
Всего на выставке представлено свыше 80 его живописных и графических произведений, а также роспись на керамике.
Благодарные зрители
Активисты Саратовского отделения Общества «Япония-Россия» одни из первых посетили юбилейную выставку основателя Радищевского музея — моряка, художника, коллекционера, мецената А. П. Боголюбова (1824-1896). Нашим экскурсоводом была Ангелина Сергеевна Ступина — заведующая сектором русского искусства XVIII–начала XX веков Отдела русского искусства Музея, кандидат исторических наук, доцент. Её эмоциональный рассказ, глубокое знание фактов биографии А.П. Боголюбова, художественного стиля и приёмов в создании живописных и графических картин дало возможность посетителям, в числе которых, были и представители Саратовского отделения «Япония-Россия», полностью прочувствовать и понять, какой вклад внёс художник в культурный пласт не только Саратова, но и России. Ведь, его опыт в создании первого общедоступного музея дал толчок тому, что во многих провинциальных города нашей страны начали открываться художественные музеи.
А.С. Ступина в ходе экскурсии создала атмосферу уважения и преклонения перед талантом А.П. Боголюбова, жизненной миссией которого стало создание Музея, названного в честь его деда — А.Н. Радищева, на его родине в Саратове. Посещение выставки «Браво, Боголюбов!» стало ярким событием в мероприятиях Саратовского отделения Общества «Япония-Россия».
Своими впечатлениями делится Ирина Петровна Тепарова: «На всех полотнах А.П. Боголюбова поражает трепетная любовь художника к морской стихии, масштабность батальных сцен, точность передачи деталей кораблей и игра света. Отдельная благодарность Ангелине Сергеевне Ступиной. Её проникновенный и эмоциональный рассказ о жизни и творчестве Боголюбова превратил экскурсию в незабываемые путешествие!»
А вот, что отметила Анна Юрьевна Морковина: «Думаю, все вдохновились романтикой моря, ведь, Боголюбов был влюблен в морскую стихию, так же, как и его современник Айвазовский. Моряк по первой своей профессии, Алексей Петрович Боголюбов не захотел прощаться с великой «свободной стихией» и, начав вести «сухопутный» образ жизни. Боголюбову, учившемуся тонкостям живописи у замечательных пейзажистов, удалось достичь высот мастерства и заслужить авторитет и восхищение как коллег по цеху живописи, так и многочисленных поклонников. Работы Боголюбова заняли достойное место в картинных галереях мира».
Невольные сравнения – закономерные связи
В этой статье мне захотелось поделиться своими размышлениями и впечатлениями о выставке.
Все гости из Японии, посещающие Саратов, всегда с большим интересом и особым вниманием знакомятся с исторической экспозицией Радищевского музея. Их удивляет разнообразная и многочисленная коллекция музейных экспонатов. Наблюдая за ходом экскурсии, я всегда отмечала для себя, что картины А.П. Боголюбова вызывают искренний и неподдельный интерес у наших гостей. Изображение водных пространств, в том числе. По словам известного советского и российского журналиста-международника, нашего хорошего друга, автора бестселлера «Ветка сакуры» – Всеволода Владимировича Овчинникова: «Понимание красоты заложено в японцах от природы — от природы в самом буквальном смысле этого слова». И я считаю, что гости из страны, омываемой морями и океаном, находили в живописных полотнах русского художника А.П. Боголюбова соответствия их канонам красоты.
Важнейшей составляющей японской эстетики и тонким ее выражением в работах великого русского художника-мариниста, можно назвать гармонию. Да, японская философия и этика основаны на принципе: «гармония превыше всего». Иногда на практике стремление к всеобщей гармонии даже вступает в противоречие с европейской логикой и здравым смыслом. Форма, как выражение гармонии – вот, над чем трудился Боголюбов. Но над формой не в утилитарном смысле, а в высоком, философском.
Наш долг – воздать дань
Мы все знаем, какая масштабная личность – Боголюбов! Именно он открыл Первый общедоступный художественный музей в России. И, благодаря его усилиям и разносторонним интересам, в собрании Радищевского музея находится, в том числе, и изысканная японская коллекция.
Но о А.П. Боголюбове, как о художнике… незаслуженно мало известно рядовым посетителям художественных музеев. Да, его имя не упоминается в ряду хрестоматийных российских Мастеров, таких как: И.К. Айвазовский, В.Д. Поленов. Удивительно, что такой деятельный и гениальный человек, как художник оказался менее известным в широких российских кругах. Может быть, это связано с тем, что А.П. Боголюбов входил в интеллектуальный круг императорской семьи…
Что касается родственных связей с А.Н. Радищевым, чье имя носит Музей, – дедом Боголюбова по материнской линии, то и этот факт при жизни Боголюбова, вероятно, имел существенное влияние.
«Браво, Боголюбов!»
Эта фраза, не только название федерального проекта, но и эпитет, который хочется восклицать после посещения выставки в Радищевском музее.
В эти дни чрезвычайно важно оказаться в музейном пространстве: увидеть «ожившую» живопись художника, рассмотреть картины с разных расстояний и ракурсов, всмотреться в детали, художественные приёмы….. И в какой-то момент, поймать себя на мысли, что картины становятся трехмерными, морская стихия разбушевавшихся волн завораживает. Стоит обратить внимание, как художник изображает небо…
Важно оказаться в этом пространстве выставочного зала! Картины как будто становятся трехмерными. Вот уже волны как настоящие. И тучи сгущаются… А вот, море тихое, солнце. Как будто легкий ветерок… И мы уже не просто зрители, а участники событий…
Над выставкой работали специалисты из Третьяковки и Русского музея. Пространство выставки оснащено особой подсветкой, которая выявляет наиболее значимые детали. Опять же приходит ассоциация с японским взглядом в искусстве на важность пространства. Так четкость формы, над которой с высочайшим мастерством, как настоящий японец, трудился Боголюбов, обретает законченную гармонию и красоту.
Думаю, теперь, благодаря этой выставке, этого уникального мастера: Боголюбов-сенсей, еще откроют для себя многие. Хочется действительно ликовать: «Браво, Боголюбов!»
М.А. Дьякова,
председатель Саратовского отделения Общества «Россия-Япония»