Выставка фотографий Виктора Кульнева в ИСАА

26 мая 2018 г. в ИСАА, в Музее истории востоковедения МГУ состоялась научная конференция «Культурные традиции Японии и их проявление в современном японском обществе», организованная кафедрой японской филологии ИСАА. Одновременно с конференцией в музее состоялось открытие выставки фотографий Виктора Кульнева, посвященных синтоистским и буддийским праздникам Японии.

О фотографе:

Виктор Кульнев

Виктор Кульнев (1945-2010), член Союза фотохудожников России.

Жил в Японии с семьей в 1997-2003 гг.

Печатался в японских фотожурналах. В апреле 2002 г. в Доме иностранных журналистов в Токио проходила персональная фотовыставка Виктора Кульнева “A Russian View of Tokyo”. По возвращении в Россию в 2004 г. был принят в Союз фотохудожников России. В мае 2005 г. фотографии выставлялись в НИУ ВШЭ в период проведения «Дней Японии» на факультете мировой экономики. Снимал в основном на черно-белую пленку, оставил более 20000 негативов.

Больше фотографий можно увидеть на странице https://www.facebook.com/victorkulnevphoto


1. Сирасаги-но маи (白鷺の舞) – Танец белых цапель.
Токио, храм Сэнсо:дзи (Асакуса).

Ритуальный танец белых цапель Сагимаи появился более 1000 лет назад в синтоистском храме Ясака на востоке Киото. С тех пор как танец помог спасти город от эпидемии, он стал очень популярен, однако на некоторое время традиция прервалась. В 1369 году глава феодального клана Оути Хироё перенес танец во вновь построенный храм Ясака в префектуре Ямагути, где он стал исполняться во время праздника Гион-мацури. Далее танец попал в город Цувано префектуры Симанэ и, передаваясь из храма в храм, стал известен на всю Японию. В токийском храме Сэнсо:дзи (Асакуса) Танец белых цапель можно увидеть два раза в год, в апреле и ноябре. Он представляет собой реконструкцию традиционного киотосского танца. По одной из версий танец связан с китайской легендой о Пастухе и Ткачихе, в которой сорока перебросила мост через млечный путь, чтобы соединить двух влюбленных. В песне, сопровождающей танец, говорится именно о сороке (касасаги). Но эти птицы не были известны жителям Киото, и их заменили на цапель с белоснежными перьями.

2. Нингё: куё: (人形供養) – обряд сожжения старых кукол.
Токио, храм Киёмидзу Каннон-до: (Уэно).

Когда куклы в доме оказываются ненужными, вместо того, чтобы их выбросить или кому-то отдать, японцы часто обращаются в соседний синтоистский или буддийский храм для проведения обряда их сожжения. Раньше кукол таким образом приносили в жертву богине Каннон в благодарность за помощь в рождении детей и их благополучии. Сейчас обряд скорее связан с тем, что любимую куклу жалко выбросить, и с суеверным представлением многих японцев о том, что в куклу переселяется чья-то душа. За сожжение кукол храмы берут умеренную плату, которая зависит от размера куклы либо от размера коробки, если кукол много и они упакованы. Обряд сожжения куклы приравнивается к погребению, его проводят не только храмы, но и похоронные агентства. Однако в обоих случаях обряд проводится с любовью и благодарностью к кукле, потому что, как видно из иероглифического написания японского слова, она является «образом человека».

3. О-эсики (御会式) – буддийская служба в день кончины Нитирэна.
Токио, Риссё: Ко:сэйкай, октябрь.

Каждый год 13 октября последователи японской национальной буддийской школы Нитирэн-сю: отмечают день памяти своего основателя Нитирэна, умершего более 700 лет назад в этот день. Храмовые службы, посвященные дню памяти, начинаются 11 октября и достигают кульминации в ночь на 13 октября. Шествие с конструкциями из больших фонарей в виде зонтов и гроздьев (мандо:) в сопровождении барабанов и флейт представляет собой завораживающее зрелище, порой собирающее сотни тысяч зрителей. Внутри конструкций располагаются пятиэтажные пагоды, а по бокам – тексты молитв Даймоку и иллюстрации из жизни учителя. Служба не является траурной, потому что уходя, Нитирэн продемонстрировал силу и вечность учения Будды, а это является поводом для радости. На фотографиях – служба сравнительно молодого религиозного движения Риссё: Ко:сэйкай (основано в 1938 году).

4. Тэнгу мацури (天狗まつり) – праздник Тэнгу.
Токио, Симокитадзава, февраль.

Праздник мифического птицеобразного существа Тэнгу в оживленном районе Токио Симокитадзава приурочен к фестивалю разделения сезонов сэцубун, который ежегодно отмечается 3 и 4 февраля и является частью фестиваля наступления весны Хару-мацури (春祭). Традиционно во время фестиваля в синтоистских и буддийских храмах Японии проводится ритуал изгнания демонов (они). Специально приглашенные уважаемые и влиятельные личности города разбрасывают соевые бобы, завернутые в бумагу или фольгу, со словами Они-ва сото! Фуку-ва ути! — «鬼は外! 福は内!» (Демоны вон! Счастье в дом!). В храме Синрю:дзи неподалеку от станции Симокитадзава почитают До:рё:дайсатта (Тэнгу), который и является главным героем процессии, состоящей из Большого Тэнгу (О:тэнгу/Дайтэнгу), Ворона-Тэнгу (Тори-тэнгу/Карасу-тэнгу), монаха-отшельника (ямабуси), «счастливого мужчины» (фукуотоко) и «счастливой женщины» (фукуонна). Отличительной особенностью праздника в Симокитадзаве является то, что разбрасывая бобы, демонов не упоминают. Считается, что слов Фуку-ва ути! достаточно для того, чтобы злые силы исчезли.

5. Хиватари (火渡り) – хождение по горящим углям.

Хождение по горящим углям также называется по-японски касё:дзанмай (火生三昧), где слово санмай происходит от «Самадхи» (санскр. समाधि, samādhi) – состояния просветления, растворения индивидуального сознания в космическом абсолюте. «Огнехождение» было распространено среди многих народов Азии, Африки, Океании и ряда регионов Европы с глубокой древности – так, в Индии оно известно как минимум с 1200 года до н.э. Очевидно, что в Японию этот ритуал попал вместе с Буддизмом от восточных соседей и хорошо вписался в синтоистскую картину мира. Местом этого действа часто являются горы, где человек может почувствовать близость к духам природы. В окрестностях Токио наиболее известен фестиваль на горе Такао, ежегодно привлекающий тысячи посетителей. Верующие молятся о безопасности семьи, тела и души, а затем следуют за священнослужителем (ямабуси) по горящим углям. Зрители также могут участвовать в хождении босиком после того, как пожар будет потушен.

С фотовыставкой можно ознакомиться в Музее истории востоковедения МГУ до 30 июня 2018 г.

Описание фотографий: Полина Кульнева

С благодарностью ИСАА МГУ за помощь в организации выставки!

Автор: Admin

Администратор

Добавить комментарий

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial