Выставка «44 взгляда на Японию. Гравюра и фотография XVIII-XX вв.»

27 июля (четверг) в 16:00 в пространстве малого выставочного зала музея откроется выставка «44 взгляда на Японию. Гравюра и фотография XVIII-XX вв.». Экспозиция представит более 20 ксилографий (гравюр, сделанных с деревянных досок), 5 свитков и более 15 фотографий периода Эдо (1603-1868) и Мейдзи (1868-1912). До этого предметы не демонстрировались широкой публике. Все работы хранятся в собрании музея.

Гравюры художников, представленных на выставке, принадлежат к направлению «укиё-э» (понятие, означающее дословно «плывущий», изменчивый мир). Именно в XVIII – XIX вв. в связи со стремительным развитием городской культуры и ее демократизацией укиё-э переживало период своего расцвета. Гравюры в огромном количестве продавались на рынках – ими украшали дома, наклеивали на ширмы, дарили на праздники. Сюжеты гравюр были просты и привлекательны для городских жителей. На выставке зритель познакомится с несколькими популярными мотивами гравюр: бидзинга (изображение красавиц из «веселых кварталов»), фукэйга (пейзаж), муся-э (историко-героический жанр). Авторы гравюр – всемирно известные японские художники: Китагава Утамаро, Судзуки Харунобу, Утагава Куниёси, Утагава Хиросигэ, Тоёхара Тиканобу, Кацусика Хокусай и др.

Несмотря на то, что периоды Эдо и Мейдзи ассоциируются со светской Японией, большую роль в жизни горожан играли суеверия. Так, на выставке будут представлены несколько свитков (какэмоно), в которых явно видно влияние китайских легенд, связанных с даосизмом. На трех свитках можно обнаружить изображения семи богов счастья, возникновение которых связано с даосскими бессмертными. Хотя даосизм в Японии не пользовался популярностью, влияние Китая на японскую культуру бесспорно было огромным. Внимания заслуживают и буддийские мотивы, перенесенные на бумагу свитков. В течение жизни японцы отправляют обряды разных религиозно-философских систем: так, даосизм, буддизм и синтоизм гармонично уживаются друг с другом, создавая уникальный культурный код Японии.

Сюжеты и мотивы японской фотографии начала прошлого века во многом вторят визуальной культуре гравюр и как бы переносят веками складывающиеся образы в новое искусство. Раскрашенная фотография — это особое явление, которое стоит на пересечении европейской фотографии и японских традиционных видов искусства. Чаще всего фотоснимки объединяли в альбомы, которые имели лаковые, расписные или инкрустированные обложки, а фотографии наклеивали на картонные листы с обеих сторон.

Японские гравюры и фотографии, попавшие в Европу в конце XIX века, произвели настоящий фурор в культурном обществе и стали одним из главных источников вдохновения для многих художников: «Когда изучаешь японское искусство, становишься счастливее и радостнее» — писал Ван Гог, в собрании которого было более 400 японских гравюр. Японское искусство стало фактором глобальной культуры: в интерьерах, дизайне, модных тенденциях и изобразительном искусстве часто присутствуют узнаваемые восточные образы.

Выставка продлится с 27 июля по 24 сентября и расположится на 3 этаже музея.

Подробности здесь.

Автор: Admin

Администратор

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial