Дорогие друзья! Публикуем новое эссе нашей постоянной читательницы и автора Галины Кочергиной.
21 июня 2023 года в Центральной районной библиотеке в рамках программы «Умные каникулы» для шестиклассников МБОУ СОШ №4 я рассказала об искусстве икэбаны.
Начала с перевода этого японского слова – живые цветы. Потом пояснила, чем любое другое составление цветочных композиций (букет) отличается от икэбаны, в которой делается акцент на форму, а не цвет; на смысл, а не эмоции; на асимметрию. И что изначально этим занимались мужчины – буддийские священники и самураи, а не женщины.
Далее пошла история возникновения этого искусства, как не родного для Японии, а принесенного монахом Икэнобо в 15 веке из Китая, вследствие первоначально икэбана имела религиозную направленность, являясь подношением Будде, а потом уже нашла себе место и в японских домах – в токонома, специальной нише, так сказать, красном углу.
Также я познакомила учеников с тремя школами икебана: Икэнобо, Охара и Согэцу, историей жизни их основателей и отличительными чертами каждого направления. Не забыла упомянуть, что основателя Согэцу – Софу Тэсигахара – называли «Пикассо цветов», и именно им была написана «библия для икэбанистов» – «Кадэнсё» (Откровение о цветке).
Также я рассказала и об исконно японском искусстве создания картин из сухих цветов – осибана, которое возникло в том же 15 веке. Растения для этого сушили под прессом, как и для европейских гербариев.
В презентации, которую помогла мне подготовить Варвара Балашова, моя дочь, которая работает в этой библиотеке, были фото как классических икэбана, так и моих собственных – из искусственных и живых цветов.
В порядке профориентации я показала ученикам книги по урокам «Цветочного дизайна» Европейской Школы Корреспондентского Обучения (ЕШКО), которые я закончила сама.
Познакомились учащиеся и с творчеством Ураны Куулар, которую я хоть и заочно считаю своим сэнсеем, и ее учеников. Я рассказала, что моё знакомство с Ураной началось с того, что я увидела фото её икебана и написала к ним хайку и танка, а потом и просто стихи, вдохновлённые красотой этих работ.
В конце беседы я провела мастер-класс, где сделала три маленькие икэбана из тех цветов, что росли у меня на подоконнике: антуриум – цветок, спатифиллум – цветок и лист, а также хосты из палисадника, покупные крашеные хризантемы и срезанная уже в библиотеке веточка фикуса.
Итог нашей беседе я подвела словами японского средневекового поэта Фуси. Он писал:
Что мне проку от учений,
Данных на века?
Если жизнь − моя росинка
В чашечке цветка.
Так и икэбана – это искусство мгновения. Она рождается от соприкосновения человека и природы. И надо воспринимать жизнь, как неповторимые прекрасные мгновения, ведь каждый миг жизни бесценен.*
* Непрямые цитаты из книги «Кадэнсё – Откровение о цветке» Софу Тэсигахара