Всероссийский музей декоративного искусства
02 ноября – 06 ноября 2022 года
«Такэ но кадзэ – шелест ветра в бамбуковой роще, цвет чая, вкус бамбука» – выставка японских искусств проекта «Нихон но би – японская красота». Выставка посвящена 500-летию со дня рождения великого чайного мастера Сэн-но Рикю, сформулировавшего эстетические принципы чайного действа и основы философии, ставшие во многом фундаментом современной японской культуры. Последователи его учения основали три самые известные чайные школы: Омотэсэнкэ, Урасэнкэ и Мусякудзисэнкэ, существующие и по сей день.
Еще одной датой, отмечаемой в 2022 году, является 1400-летняя годовщина смерти принца Сётоку Тайси, сыгравшего огромную роль в формировании государственного устройства и культуры Японии, традиционных искусств, в частности, возникновении икэбана.
На выставке представлены композиции икэбана школ Икэнобо и Согэцу, живопись тушью суйбоку-га (суми-э), каллиграфия, экспонаты, отражающие характер традиционного чайного действа.
Бамбук – растение, символизирующее основные направления и тенденции пути чая, он считается священным и овеян множеством легенд и смыслов. Бамбук легок и крепок, стоек, не впитывает влагу, выполненные из него изделия прочны и долго служат в условиях японского климата. Многие предметы, которые используют чайные мастера, выполнены именно из него. Звуки движения бамбукового венчика в чайной чаше, смешивающего чай, напоминают звуки ветра, пронизывающего бамбуковую рощу, в то время как вкус и запах распространяемого аромата передают все краски окружающей природы и свежести росы после дождливого утра.
На выставке можно увидеть лаконичные, минималистичные композиции в спокойной цветовой гамме, дающей ощущение тишины, покоя, прохлады и единения, с небольшими яркими акцентами, создающими ощущение неповторимости и значимости данного момента, момента созерцания.
Особенность учения Рикю в том, что он нашел прекрасную иллюстрацию своего представления о скромном и искреннем чайном действе Вабитя. Выбор неяркой или чёрной чаши неровной формы, которая удобно ложится в руку, использование простых предметов убранства чайной комнаты. О жизни Сен-но Рикю известно много легенд, одна из которых — история с цветком и садом. Вас встречает цветок вьюнка в чайной композиции. В переводе на русский язык его название АСАГАО – утренний лик. В использовании этого образа заключена притча о том, что Сэн-но Рикю срезал все цветы из всего своего сада, чтобы поставить только один цветок асагао в композицию тябана перед властителем Хидеёси в знак скоротечности жизни цветка и отказа от всего избыточного в жизни человека.
Работы участников выставки передают внутренние природные качества, за которые бамбук так ценили в чайном действе: сила и стойкость, готовность противостоять невзгодам и, в тоже время, его гибкость, пластичность. Использованы плетеные бамбуковые вазы, традиционные для тябана – особой формы чайной цветочной композиции.
На выставке посетители увидят образцы чайной утвари из личных коллекций. Знания о тонкостях чайного дела всегда передавались только устно, вы сможете присоединиться к нам в беседах со специалистами – участниками выставки.
Переводы каллиграфических текстов выполнены профессором Ямада Мидори с объяснениями так, будто гости выставки пришли к ней с визитом на чайную церемонию или в учебный класс.