С.С. Антипов
Сегодня мы публикуем эссе Сергея Антипова – мастера айкидо, писателя, поэта, Заместителя Председателя Правления Московской областной организации Союза писателей России. С.С. Антипов – также меценат, в лучших российских традициях. При его непосредственной финансовой поддержке в этом году вышел Альманах поэзии малых жанров, главным образом, хайку – «Полевые цветы», который был опубликован и на нашем сайте.
Альманах уникален тем, что помимо прекрасной поэтической лирики содержит еще статьи по истории и теории хайку. По сути, это первый международный сборник русскоязычных хайку такого масштаба – в него входят произведения не только российских поэтов-хайдзинов, но также хайку на русском языке авторов из стран Ближнего и Дальнего Зарубежья, в том числе из Японии.
Общество «Россия-Япония» с радостью оказало поддержку этому замечательному начинанию поэтического сообщества хайку при Московской областной Организации Союза писателей России.
Еще раз поздравляем всех авторов, участников и организаторов с выпуском альманаха «Полевые цветы»!
Эссе посвящается путешествию в Японию весной 2016 года…
…Вот уже более семи лет занимаюсь я боевым искусством Айкидо, которое зародилось в Японии в конце 19 века. Истоки же его уходят корнями в древние школы восточных единоборств, пропитанных духом самурайства. Айкидо, имеющее помимо достаточно высокой боевой эффективности, ещё и глубокую философию, основанную на принципе обращения агрессивной энергии противника против него самого, давно стало моим любимым видом спорта и полезного досуга. Пару лет назад, постепенно подходя к степени мастера (чёрный пояс), я дал себе своего рода зарок: вот сдам аттестационный экзамен, тогда съезжу в Японию, чтобы прикоснуться к первоисточнику Айкидо…
Подталкивало меня к поездке и то, что наш сэнсэй Алексей Александров, известный в России мастер Айкидо, имеющий 4-й Дан, каждый год по два раза (весной и осенью) бывает в Японии. Алексей помимо этого ещё возглавляет Федерацию Айкидо Айкикай Московской области, и каждый раз предлагает членам федерации участвовать в поездках.
Поэтому успешно сдав в декабре экзамен и получив долгожданный чёрный пояс, я вместе с другими желающими поехать в Японию, приобрёл заранее авиабилеты Москва – Токио (на них тогда действовала хорошая скидка) и стал готовиться к поездке.
Майские праздники для меня, как и для многих работающих людей, являются, наряду с новогодними, оптимальным временем для интересных поездок. Ведь пока вся страна на дачах сажает картошку, всё равно никто не работает. Поэтому в самом конце апреля, с лёгким сердцем и предвкушением интересного путешествия, я летел в самолёте в Токио навстречу своей давней мечте! Перелёт оказался непростым, так как длился десять часов, да тут ещё и разница во времени между Москвой и Токио сказалась – плюс шесть часов! Но, воспользовавшись советом сэнсэя – не засыпать пока в Токио не наступит ночь следующего дня, мы достаточно легко влились в японское время.
Проснувшись утром, мы сразу пошли тренироваться в центр мирового Айкидо – Хомбу додзё. В трёхэтажном особнячке почти в центре Токио было всё предусмотрено для комфортных занятий единоборствами. Удобные раздевалки с закрывающимися на ключ ящиками для одежды, душевые кабинки и, конечно же, просторные залы с татами и с портретами основателя Айкидо Морихэя Уэсибы – всё это настраивало на позитивную тренировку. Я заметил, что тренировались с нами не только японцы, но и много гостей из других стран. Но мне, конечно, хотелось поработать с главными носителями духа Айкидо – японцами, что получилось весьма неплохо, особенно когда я потом узнал, что стоял порой в парах с мастерами, имеющими даже 5-й и 6-й Даны! В России сэнсэев такого уровня можно сосчитать по пальцам. В общем, довольно сложно передать всю гамму чувств и впечатлений о тренировках на бумаге, но я уверен, что пользу подобные занятия имеют колоссальную. Забавно было осознавать, выйдя из Хомбу додзё после тренировки, что в Москве всего три часа ночи, а у нас в Токио уже девять утра и целый день впереди!
Кстати, после часовой тренировки Айкидо совершенно не чувствовалось усталости, и мы весь день потом катались по Токио, изучая всякие достопримечательности. А посмотреть здесь было чего! Одно метро чего стоит! Токийское метро – не просто станции и поезда, это целый подземный город! Так, спустившись на любой станции вниз, можно сколько угодно гулять по подземному Токио среди магазинов, кафе и ресторанов, дойдя, например, до следующей станции и так далее. При этом, практически через каждые пятьсот метров, можно встретить чистый и бесплатный(!) туалет. Меня глубоко поразило такое эффективное использование японцами данной им территории, но когда я узнал, что в Японии проживают сто двадцать миллионов жителей (вспомним, что в огромной по площади России не на много больше – сто сорок), то мне стало ясно, что у них просто нет другого выхода, и, если бы была такая возможность, они ещё на несколько ярусов углубились бы вниз! По этой же причине они любят и небоскрёбы. Высоченные, порой весьма необычной формы, здания из стекла и бетона в Токио встречаются повсюду! Но вот что меня поразило сразу: часто среди небоскрёбов можно легко наткнуться на традиционный японский парк с древним храмом, прудом, деревьями и скамеечками, на которых японцы релаксируют в обеденный перерыв, например. В основном вход в такие парки бесплатный. Но есть парки особенные, например такой, в котором расположен знаменитый музей анимэ-студии Гибли! Чтобы попасть в этот музей, билеты пришлось заказывать и выкупать ещё в Москве! Но оно того стоило… Великий Хаяо Миядзаки создал в Токио не просто студию мультфильмов, он сотворил целый мир, попав в который, можно узнать всё «от и до» – как рождаются на свет анимационные фильмы. Мы увидели старинные проекторы, множество рисунков, стробоскопические лампы, картонные фигурки, которые в движении рождали анимэ и многое другое. Приятно было осознавать, что японцы очень уважают нашего соотечественника мультипликатора Юрия Норштейна – автора знаменитого «Ёжика в тумане». Оказывается он давно дружит с Миядзаки, и в музее Гибли есть экспонаты, посвящённые лично ему. Кстати, в музее запрещена любая фото- и видеосъёмка. Мастер Хаяо убеждён, что почувствовать душу японского анимэ можно только живым человеческим взглядом, а никак не через объектив камеры. Тем не менее в парке, расположенном на территории музея Гибли нам удалось сделать несколько памятных фотографий.
Рядом с музеем Гибли, как и почти в каждом японском парке, находится древний синтоистский храм. Расположен он в середине небольшого озера на островке. Именно по этой причине он был посвящён одной из синтоистских божеств – богине Бэнтэн (одна из Семи богов счастья), имевшей по преданию, в мужьях водного дракона и девятнадцать детей от него!
Впоследствии я заметил, что все синтоистские храмы устроены примерно одинаково: у них есть главное здание, где стоит особый ящик, в который кидают монетки – сайсэн-бако и большой канат с привязанным вверху колоколом судзу который, если потрясти канат, издаёт звуки, пробуждающие духов. Рядом с центральным зданием есть ещё несколько других, ритуального характера, в которых тоже можно осуществить прошение богам, а также получить индивидуальную записочку с предсказанием – омикудзи, а в храме Бэнтэн-до – даже очистить деньги! Это довольно забавная процедура, при которой можно свои деньги (монетки) положить в специальный ковшик и поболтать им в освящённой богами-ками воде. После этого очищенные деньги можно убрать в кошелёк. Считается, что они становятся энергетически чистыми и с их помощью можно творить добрые дела. Я подумал, гремя монетками в ковшике, что хорошо бы сюда направить и наш аппарат чиновников – может хоть какая-то часть «отмытых» ими денег пойдёт во благо?!
Но, шутки шутками, а японцы очень серьёзно относятся к своей религии и традициям. Возможно, в этом заключается один из секретов их национального экономического успеха?
Отрадно было заметить при этом, что японцы достаточно веротерпимы. Прилетели мы в Токио прямо накануне Пасхи и, конечно же, в светлый праздник решили посетить православный храм. Я знал, что в Японии есть своя Японская православная церковь, причём автокефальная (то есть самостоятельная). Дело в том, что ещё в девятнадцатом веке Русская духовная миссия направила в Японию иеромонаха Николая (Касаткина) для того чтобы принести свет христианской веры в Страну восходящего солнца. За несколько десятилетий миссионерского служения отец Николай добился колоссальных результатов своей деятельности, обратив в православие более тридцати тысяч японцев, построив несколько храмов и организовав даже духовную семинарию.
Немного не дожив до революции 1917 года, архиепископ японский Николай преставился, а спустя некоторое время был причислен к лику святых.
Японцы очень уважают людей, имеющих сильный внутренний духовный стержень, причём им неважно при этом, какую веру человек исповедует. Поэтому знаменитый Токийский Воскресенский собор, построенный под руководством епископа Николая и получивший в народе имя «Никорай-до», стал символом Православия на японской земле. Расположен он в центре города, на холме Суругадай в городском районе Тиёда, близ станции метро «Отяномидзу». «Никорай-до» (ニコライ堂) дословно переводится как «храм Николая». Так что найти его оказалось весьма несложно: на улице любому японцу достаточно было произнести «Никорай-до», и вежливый человек сразу рассказывал – куда и как лучше пройти! Высокий купол храма был виден издалека и, подойдя ближе, я был поражён красотой и величием Никорай-до – островка православия в Японии! Служба в храме велась одновременно на трёх языках: японском, церковно-славянском и греческом. По национальности среди клира преобладали японцы, но встречались и русские. А среди прихожан соотношение русские – японцы было примерно пятьдесят на пятьдесят. Думаю, что в Светлый праздник Пасхи сюда просто много русских туристов приехало. Довольно необычно было слышать привычные молитвы на японском языке! Но это нисколько не снижало молитвенного настроения, а даже наоборот: я видел, как искренне молятся японцы, и у меня порой мурашки по спине пробегали! В общем, почти за восемь тысяч километров от дома у меня тоже была светлая Пасха – с молитвой и освящённым куличом!
Кстати, в том году Пасха праздновалась первого Мая, открывая православную «светлую седьмицу», а оказывается, в Японии первая неделя Мая тоже является праздничной. Её называют «Золотая неделя» (Golden week, поскольку в нее входит целый ряд праздников). В это время в Токио много туристов не только из других уголков Японии, но и из соседних стран – в основном Китая и Кореи. Поэтому на улицах всё время было многолюдно, и мы стремились успеть посмотреть за недолгое время поездки как можно больше интересного. Например, одним из символов современного Токио по праву называют Токийскую башню (Tokyo Tower).
Видна она издалека, и очень похожа на знаменитую Эйфелеву башню. Как я выяснил впоследствии, она и является почти точной копией парижской башни, так как хоть она и немного выше, но Эйфелева башня взята за основу, и ещё она выкрашена в красный цвет! Точно так же, как и в Париже, на токийскую башню можно подняться на смотровую площадку, посетить музей башни, зайти в ресторанчик, сувенирные магазины и т.д. Мы с интересом осмотрели панораму Токио и даже постояли на стеклянных окнах в полу площадки, что несколько взбудоражило нервную систему, так как высота, на которой они расположены, была весьма приличная! Из музейных экспонатов запомнился бейсбольный мячик, который непонятно каким образом оказался на самом высоком шпиле башни! Мне почему-то сразу вспомнился фантастический фильм «Назад в будущее», так как самое простое объяснение появления мячика на высоте более трёхсот метров – это то, что его туда люди из будущего доставили и посмеиваются там у себя, глядя как мы тут удивляемся этому необычному экспонату! Однако, шутки в сторону – ведь нам пора двигаться к следующим достопримечательностям!
На другой день мы снова решили посетить самый крупный в Токио парк – Уэно. В нём ещё расположен знаменитый токийский зоопарк, а также крупнейшие музеи: Токийский национальный музей, галерея Азии, Национальный музей западного искусства, Музей науки и природы и несколько других. Всё в парке Уэно очень хорошо продумано, и даже наличие большого количества туристов не мешало работе музеев и парковых сооружений. Тут можно и погулять среди аллей, побродить возле пруда, посетить музей, а потом спокойно перекусить в уличном кафе. Конечно, за один день невозможно было познакомиться со всем многообразием интересных объектов парка Уэно, но мне особенно запомнились древние самурайские письмена, картины, предметы домашней утвари, а также доспехи и всевозможное оружие древних веков, представленное в экспозиции Токийского национального музея. Интересно также было посмотреть на выступления уличных танцоров, музыкантов и акробатов, которые часто находят пристанище на просторах главного токийского парка.
Мы бы, наверное, долго ещё бродили по парку, если бы на вечер не зарезервировали столик в самом дорогом японском ресторане «Ёсида» расположенном на 53-м этаже одного из небоскрёбов в центре Токио. Один вход на персону туда стоит десять тысяч иен (около ста долларов), но я подумал, что хотя бы раз в жизни можно себе такое позволить, тем более что в этом ресторане готовят настоящую знаменитую мраморную говядину — блюдо «сукияки»! Скажу сразу, ресторан не разочаровал! Служители с улыбкой и поклонами проводили нас к зарезервированному столику прямо возле окна, и пока шла церемония приготовления блюд, мы могли любоваться панорамой вечереющего Токио. Огни большого города завораживали, и ощущение, что ты ужинаешь на высоте более двухсот метров над уровнем моря, добавляло особенного драйва при приёме пищи. Тем временем повара и официанты, подав напитки и закуски, приступили к приготовлению «сукияки». Сначала они принесли продемонстрировать нам кусок сырого мяса, в котором были чётко видны слои разного цвета (мраморная говядина), потом принесли то же мясо, но уже нарезанное тонкими ломтиками и стали его жарить на сковороде, расположенной прямо в центре стола! Пышущие жаром куски повар изящно погружала в миски с разбитым сырым яйцом, которые стояли перед нами, а мы уже брали палочками сукияки в яичном соусе и вкушали! Конечно, ощущения от такого ужина были очень яркими и запоминающимися.
Но, надо сказать, что не только в дорогущих ресторанах Токио можно было вкусно поесть! Практически в любом ресторанчике или кафе кормят вполне прилично и относительно недорого. Лично мне запомнился ресторанчик с самодвижущейся лентой, на которую повара постоянно выставляют разноцветные тарелочки с суси, приготовленные прямо на глазах посетителей из свежайшей рыбы и риса. В процессе трапезы каждый желающий берёт с транспортёрной ленты понравившуюся тарелочку, а потом на выходе кассир суммирует тарелочки разных цветов (суси и сасими на них имеют в зависимости от цвета разную цену) и выставляет общий счёт. Получается быстро, вкусно, удобно и наглядно! Кстати, таких любимых многими в России всевозможных роллов как «калифорния», «филадельфия» и т.п. в Токио нет и в помине: это европейские и американские изобретения. Везде доминируют суси и сасими. Роллы (обычно простенькие – с авокадо) – довольно большая редкость. Зато в японских ресторанах и кафе всё максимально автоматизировано и компьютеризировано. Не говоря про рестораны, где даже официанты – роботы, могу отметить, что во многих местах столики оборудованы специальным табло, где нужно только нажимать на картинки с едой, и через некоторое время приносят готовый заказ. Чаевые оставлять не принято, более того, это порой может даже обидеть официанта.
Ресторанов и кафе в Токио бесчисленное множество, но особенно много их в так называемом «старом городе» – районе Асакуса. Многочисленные торговые лавки, где туристы покупают недорогие, но вполне качественные сувениры, соседствуют в Асакусе с домами традиционной японской архитектуры и синтоистскими и буддийскими храмами. Я приобрёл здесь для своего московского клуба «Айкидо на Спортивной» фигурку самурая в воинском облачении и ещё несколько памятных сувениров. Но, кстати, о самураях: есть в Токио в районе Синдзюку и настоящий музей, посвящённый истории этих древних воинов! Разумеется, мы побывали и в нём! В экспозиции были представлены все виды самурайского вооружения, одежды, доспехов и многого другого. А в сувенирном магазинчике при музее мы разговорились с мужчиной лет пятидесяти. Он, узнав, что мы из Москвы, с гордостью и восхищением сказал, что был и в Москве, и в Санкт-Петербурге, а также, что он коллекционирует матрёшки. На экране своего айпада он показал фотографии некоторых коллекционных матрёшек. Я пообещал ему, что в следующий раз приеду в Японию позаниматься Айкидо обязательно с матрёшкой для его коллекции! В общем, слово за слово, мы подружились, при разговоре выяснилось, что он, учась в университете, тоже занимался Айкидо. Беседа заполнила наши сердца радостью и спокойствием. Коллекционер матрёшек оказался владельцем Музея самураев! (Samurai museum). На прощанье он подарил нам набор ароматических палочек, которыми любили пользоваться самураи. Так что теперь, когда я пишу эти строки, воскуряя подаренные палочки, всерьёз задумываюсь о том, что надо будет обязательно ещё и ещё посетить Токио, сдержав обещание. Ведь, японцы искренне верят слову и будут ждать столько, сколько необходимо. Тем более, что там ещё очень много интересных мест, которые мы не успели повидать в силу недостатка времени.
Мы конечно ещё покатались по реке Сумида на водном трамвайчике, погуляли вблизи Императорского Дворца, приласкали памятник легендарной собаке Хатико, прождавшей много лет своего хозяина на станции Сибуя, побродили по фешенебельному кварталу Гиндза и поглазели на свободные нравы в квартале Кабуки-тё. Очень много интересных впечатлений возникло у меня от первой поездки в Токио.
Всего и не расскажешь сразу в рамках данного эссе. Поэтому, теперь, когда дорожка в Японию проторена, я думаю, что побываю, даст Бог здесь ещё и не раз! А закончу свой рассказ по традиции несколькими стихотворениями, написанными о поездке. Причём в этот раз и стихи у меня родились необычные – в форме японских хокку! Да не обидится на меня за неопытность легендарный мастер хокку Басё! И суди меня, Читатель!
***
Рейс Москва – Токио,
Мечты оживают в стратосфере,
Другая планета…
***
Сладкий омут утренних грёз,
Серебряные облака сползают с вершины Фудзи,
Мне сорок два, хорошо…
***
Блеск ночного Токио,
холод неоновых огней,
солнечно в Москве, и на сердце…
Автор эссе: Сергей Антипов, заместитель Председателя Правления Московской областной организации Союза писателей России, Помощник члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ
Фото автора