Юлия СТОНОГИНА
Культуролог, директор японо-российского форума по креативной экономике Юлия Стоногина, ведет авторскую колонку в телеграм-канале Федерации креативных индустрий России «Красная кнопка». Эта колонка популяризирует опыт креативных индустрий Японии и программу Cool Japan.
Проект Cool Japan, запущенный правительством Японии в 2010 году, сделал японские креативные продукты — анимацию, видеоигры, кухню, моду и современное искусство — популярными во всем мире. За следующие 10 лет Япония сумела увеличить свой культурный экспорт вдвое. Юлия рассказывает о присутствии креатива в ежедневной практике японцев. С любезного разрешения автора и ФКИ России мы будем перепечатывать статьи из этой колонки.
* * *
Принято говорить, что креативные индустрии – основа привлекательной и разнообразной городской среды. Но показать как на ладони изменения городского ландшафта благодаря КИ не всегда просто. Я покажу.
Яркий японский пример разнообразия, которое вносят в городскую жизнь креативные индустрии – гречневая лапша (соба). У японцев есть не то поговорка, не то рекомендация: «Ити нити иссёку»: то есть, «Раз в день (надо) есть». Это именно про собу – что один из приемов пищи должна быть она. Кстати, этот древний японский тезис полностью отвечает модной сиртфуд-диете😉
Заведений с гречневой лапшой в Японии, пожалуй, куда больше, чем заведений с суси и сасими. Представим неделю, на которой ежедневно в обязательном режиме надо есть один и тот же продукт – ну не тоска ли? А вот раз в день есть гречневую лапшу в Японии – абсолютно увлекательный квест. Лапша ведь не только продукт. Это продвижение других «партнерских» продуктов, это история семьи, это интерьер и «гений местности», городской или сельской. Плюс климатический подход.
В понедельник ты ешь простую лапшу, «дзару-соба». Она подается на бамбуковой решетке, посыпана резаными сушеными водорослями, рядом плошка с холодным соусом. Жара, сетевое заведение где угодно, минимум времени на еду, самый полезный в мире фастфуд.
Вторник: Арабики-соба, в которую вмешаны частички гречневого зерна. Проходишь в 9 утра мимо окна-витрины, в которой хозяин заведения лично раскатывает грубоватые пласты теста. Потом складывает слоями и ловко нарезает полоски толщиной с полсантиметра. Подхватив этот пучок, он машет им тебе из окна, и тут уж хочется придти сюда на обед.
В среду похолодало. Время для горячей темпура-собы: с креветкой, ломтиком тыквы и бобовым стручком. Вокруг – старый токийский район Нингётё, а именно это заведение переехало сюда 50 лет назад. Фамильный бизнес смог преодолеть возраст в 90 лет.
Четверг. Тя-соба (с добавлением чайного порошка), интенсивного зеленого цвета. Сверху на этой горке жареные полоски мяса и золотые – омлета. Ее происхождение – префектура Ямагути, родина покойного Синдзо Абэ и еще девяти японских премьеров.
Пятница, особо постный день. Скромная кицунэ-соба («лисья» лапша). Главная добавка в ней – плоские жаренные квадратики из соевого творога тофу. Рыженькие, как та лиса.
Суббота. Выезд с семьей в горную местность – и старая деревенская лапшичная, под секвойями, неподалеку от синтоистского храма. В эту лапшу натирают горный картофель или кладут юба – особым образом приготовленную пенку от соевого молока. Длинные, коллективного пользования, столы со столешницами из цельного дерева.
Воскресенье. Надо же и самой когда-то приготовить лапшу) Особенно, когда так вдохновили предыдущие шесть дней.
Главное правило креативных индустрий: разнообразие и ноу-хау. Пусть даже разнообразие будет скромным, касаясь формы плошек или принципов смешивания соуса. Главное правило – не копировать других.
Кухня и региональные продукты — одно из ключевых направлений концепции Cool Japan.
© Все фото в статье – автора.
© Оригинал материала размещен в Телеграм-канале Федерации креативных индустрий «Красная кнопка ФКИ»