Открытый туризм и парадокс в торговле: что происходит в отношениях Японии и РФ

Василий Головнин — о перспективах мирного договора и особенностях взаимодействия Москвы и Токио на фоне ситуации на Украине и санкций против России

Слово «Росиа» (Россия) довольно часто звучит с трибун проходящей сейчас в Токио сессии японского парламента. Сердитые слова здесь произносят по поводу ситуации вокруг Украины, Москву винят в глобальном росте цен на энергоресурсы и продовольствие, находят ее роль и в раскручивании инфляции внутри самой Японии. Однако практически полностью исчезла тема, которая еще несколько лет назад была главной на российском направлении политики Токио, — никто, кажется, больше не обсуждает перспективы заключения мирного договора, которого между двумя странами нет с окончания Второй мировой войны.

Премьер-министр Японии Фумио Кисида, правда, в своей программной речи при открытии нынешней сессии парламента произнес ритуальные слова о том, что его правительство будет стремиться к «решению территориальной проблемы и к подписанию мирного договора». Однако при этом он оговорился, что двусторонние отношения находятся в «тяжелом состоянии из-за ситуации на Украине», и подчеркнул, что Токио будет неукоснительно придерживаться политики санкций в отношении Москвы. И депутатам парламента, и широкой публике в стране понятно, что в таком контексте вести переговоры о компромиссе по южной части Курил и выработке полюбовного соглашения по итогам событий 1945 года не представляется возможным.

Впрочем, руководство РФ тоже настроено довольно жестко: в начале октября пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал журналистам, что Япония превратилась в недружественную страну и Россия к ней относится соответственно. Невозможно, подчеркнул он, вести переговоры о мирном договоре в условиях, когда Токио вводит санкции и оказывает помощь Киеву.

Запреты и ограничения

Японские санкции против РФ с марта регулярно ширятся, в очередной раз их дополнили 7 октября. Они затрагивают уже более 900 человек и свыше 50 организаций, включая ведущие российские банки, промышленные объединения и предприятия, исследовательские центры. В списке запрещенных к экспорту в РФ товаров и технологий значится уже около 500 наименований — почти весь набор японской продукции. Это полупроводники, оборудование связи и прочая электроника, программное обеспечение, бульдозеры, самосвалы и прочий промышленный транспорт, обрабатывающие станки, широкий круг химических веществ, автомобили класса «люкс» и т.д.

Все это во многом парализует двусторонние экономические обмены, однако жизнь в них все еще теплится — во многом из-за сохраняющейся заинтересованности Токио в российском сжиженном природном газе (СПГ), что создает довольно фантастическую ситуацию в двусторонней торговле.

Японский эксперт, хорошо осведомленный в этих вопросах, на условиях анонимности сообщил мне, что дефицит его страны в экспортно-импортных операциях с РФ в нынешнем году может выйти на самый высокий уровень в истории двусторонних отношений. И произойдет это из-за мощного роста затрат на закупки энергоносителей в России и столь же резкого падения доходов от поставки туда главных японских товаров — автомобилей и другой техники.

За первую половину года, сказал эксперт, на фоне санкций и разрушения логистических цепочек экспорт в Россию сократился на 35,6% по сравнению с показателем января — июня прошлого года, однако импорт из РФ подскочил более чем на 52%. В денежном выражении он более чем втрое превысил сумму японского экспорта из-за небывалого роста мировых цен на энергоносители. Такая же ситуация сохранялась и в последующие месяцы.

Подержанные «японцы» как главный товар

«На этом фоне, — отметил мой собеседник, — катастрофическая ситуация сложилась с поставками новых японских автомобилей, которые ранее были главной статьей экспорта в Россию. В условиях санкций и нарушения транспортных потоков в мае, например, в Россию не было отправлено ни одной новой машины, а в июне — всего одна. Перспектив улучшения ситуации на этом направлении пока не прослеживается».

В то же время эксперт отметил, что небывало успешно развиваются поставки подержанных японских автомобилей в Россию, чему способствует хорошая работа порта во Владивостоке и падение курса иены по отношению к доллару и евро. Это делает подержанных «японцев» намного более дешевыми, чем прежде. И главное, этот товар не подпадает под санкции.

Сейчас на Дальний Восток России суда перевозят самое большое количество японских подержанных машин за последние десятилетия. В результате рухнувший в апреле до низшей точки японский экспорт в РФ уже с мая-июня стал оживать. Примерно 70% его прироста обеспечили именно поставки подержанных автомобилей.

Никакой дискриминации туристов

С другой стороны, с мая Япония последовательно сокращает закупки российской нефти. Однако импорт СПГ по проекту «Сахалин-2» осуществляется без проблем. Несмотря на смену его оператора, компании-клиенты на прежних условиях перезаключили все долгосрочные контракты. «Сахалин-2» обеспечивает примерно 8,8% необходимого Японии сжиженного газа, и особых проблем на этом направлении пока не видно.

Есть и другие оптимистические моменты: с 11 октября Токио фактически снял все ограничения на въезд в страну индивидуальных туристов, которые были введены из-за пандемии коронавируса. Граждане РФ при этом не подвергаются какой-либо дискриминации, рассказала Юлия Малышенко, директор японской туркомпании Japan Travel Concierge Inc., которая имеет представительство и в Москве.

По ее словам, уполномоченные от японских властей вежливо общаются с россиянами, помогают правильно заполнять документы. «Мы отмечаем доброжелательность японской стороны, нет ничего негативного», — сказала Малышенко. Прибытие первых российских туристов ожидается уже 14 октября, чего не было два с половиной коронавирусных года. Спрос, по словам Малышенко, быстро растет, он уже соответствует уровню сезона цветения сакуры.

ТАСС

Автор: Admin

Администратор

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial