«Пять стихий чая». Выставка в Музее Востока посвящена чайному действу в Японии

В Японии сложилась особая культура приготовления и питья зелёного чая.

«Пять стихий чая» – выставка в Музее Востока посвящена чайному действу в Японии. Там сложилась особая культура приготовления и питья зелёного чая. Об истории этой национальной церемонии – Алия Шарифуллина.

«Человек, не выпивший чаю, находится в разладе со Вселенной» – гласит японская пословица. Появившись как одна из форм практики медитации монахов-буддистов, чайная церемония стала элементом, без которой представить себе японскую культуру невозможно. В страну восходящего солнца чай был завезен в VII-VIII веках. И со временем из монастырей «чайное действо» перешло в жизнь светскую. В XII веке среди придворных аристократов даже проводили «чайные поединки» на знание сортов. Проходили и «чаепития с фуро», когда его участники поочередно принимали ванну и прямо в ней пили чай. О разных эстетических канонах японской чайной церемонии на этой выставке расскажут более ста музейных предметов: от кимоно до венчика для «взбивания» чая.

«На чашах можно проследить какую-то хронологию и эволюцию развития «чайного действа».Самые ранние чаши, которые использовались, это были китайские чаши и затем корейские. Затем японские керамисты включаются в эту историю керамики, как они иногда подражают своим континентальным соседям, иногда придумывают что-то исключительно новое и необыкновенное. Мы можем там же проследить историю такого уникального типа реставрации керамики, как кинцуги – это реставрация лаком и золотом», – отметила куратор выставки Анна Егорова.

Монах Эйсай в своих сочинениях описал лечебные свойства напитка и его связь с «пятью первоэлементами» – огонь, вода, дерево, металл и земля. Через эти стихии здесь и раскрывается история японской церемонии. Земля – это и чайный домик, в который можно войти только сильно наклонившись, независимо от статуса и богатства. Земля – это и чаша, с особым «пейзажем» поверхности. Любоваться формой и фактурой утвари – тоже часть церемонии. Из стихии металла предметов использовали немного: котелки и очаги со скромным декором. Тем не менее, выражение «поставить котелок» иногда используется как синоним «собраться на чаепитие». А вот Сэн-но-Рикю – один из главных чайных мастеров Японии участие металла в церемонии ограничивал.

«В японском языке слова «металл» и слово «деньги» звучат одинаково, записываются одним и тем же иероглифом. И Сен-но-Рикю рекомендовал как можно меньше использовать металл для того, чтобы символически отгораживаться вот от страсти к накопительству, к стяжательству, к деньгам», – заявила куратор выставки Анна Егорова.

Судьба Сэн-но Рикю сложилась трагически: его эстетические принципы «скромности и покоя» входили в противоречие со вкусами феодального правителя Хидэёси, предпочитавшего пышные приёмы и драгоценную утварь. Для него даже построили чайную комнату, покрытую золотой фольгой. Сэн-но-Рикю был вынужден по приказу повелителя совершить ритуальное самоубийство. Характер чайных церемоний в Японии за всю её историю менялся не раз. Аристократические чаепития XIII века с поэтическими турнирами требовали изысканной и редкой посуды. А с XVII века все устремились к экстравагантности и декоративности.

«Было довольно много церемоний, которые устраивались для крупных феодалов, которые безусловно хотели продемонстрировать своё богатство, свой статус. Но при этом, ещё и высокий вкус. Стали использоваться не только скромные умеренные, простые вещи как керамические чайницы, но и лаковые, декорированные золотом, серебром, инкрустацией, перламутром, так называемая, техника «Родэн», – заметила Анна Егорова.

Свод правил, особая партитура движений, порядок беседы. Японская чайная церемония – искусство регламентированное, но и свободное одновременно. Оно чутко реагирует на изменения в обществе, приспосабливается, модернизируется, погружая в свои тайны всё новые поколения людей.

Источник

Автор: Admin

Администратор

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial