Второй ключевой проблемой он считает износ иностранного оборудования
ТОКИО, 1 июня. /ТАСС/. Будущая деятельность в рамках стратегически важных нефтегазовых проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» во многом зависит от того, насколько там удастся поддерживать технический уровень добычи и переработки после ухода специалистов соответственно американской корпорации Exxon Mobil («Экссон мобил») и британской Shell («Шелл»). В беседе с корреспондентом ТАСС такое мнение высказал на условиях сохранения анонимности видный японский специалист по экономическим отношениям с Россией, хорошо знакомый с темой.
«Японские участники «Сахалин-1» и «Сахалин-2» компании Sodeco («Содэко» — прим. ТАСС), Mitsui («Мицуи» — прим. ТАСС) и Mitsubishi («Мицубиси» — прим. ТАСС), — сказал он, — занимаются только продажей нефтегазовой продукции этих проектов и обеспечением их финансами. Они не имеют отношения к добыче нефти, производству сжиженного природного газа (СПГ). Сейчас в связи с ситуацией на Украине Exxon Mobil выходит из «Сахалина-1», а Shell — из «Сахалина-2″. Поэтому главная проблема этих проектов заключается в том, насколько российские корпорации или привлеченные в проекты компании третьих стран, возможно Китая или Индии, смогут эффективно использовать применяемые там технологии».
«В любом случае, — отметил эксперт, — оборудование по добыче и переработке продукции сахалинских проектов будет изнашиваться, требовать ремонта, замены. Занимавшиеся этим специализированные американские корпорации также объявили о прекращении бизнеса в России. Поэтому вторая ключевая проблема будет заключаться в том, насколько задействованное в рамках проектов оборудование удастся со временем заменить российским или техникой из третьих стран».
Добыча нефти будет сокращаться?
«Добыча нефти в рамках сахалинских проектов, — полагает специалист, — уже прошла свои пиковые показатели, запасы постепенно сокращаются. Японские компании не станут сразу выходить из нефтедобычи, однако в течение нескольких лет она, видимо, будет естественным путем сходить на нет».
«Другое дело — СПГ, — отметил эксперт. — Его поставки с проекта «Сахалин-2» покрывают 8,8% потребностей Японии, наша страна не сможет быстро найти другие ресурсы на замену. Но если в политических отношениях с Россией не будет изменений, то в течение предстоящих нескольких лет придется решать этот вопрос — искать альтернативных поставщиков СПГ, запускать остановленные атомные электростанции и т. д. При сохранении нынешней политической ситуации Япония, видимо, через какое-то время все же будет выходить из проекта «Сахалин-2″ по производству сжиженного природного газа».
Кто участвует в проектах?
«Сахалин-1» — один из крупнейших нефтегазовых проектов с прямыми иностранными инвестициями. Оператор проекта — Exxon Neftegaz («Экссон нефтегаз») — дочерняя компания ExxonMobil, которая владеет долей в 30%. В проекте также участвуют «Роснефть» (20%), японская Sodeco (30%) и индийская ONGC Videsh («Оу-эн-джи-си видэш»), которая имеет 20%.
«Сахалин-2» — нефтегазовый проект, реализуемый на Сахалине на условиях раздела продукции. Его оператор — компания «Сахалин энерджи». Контрольный пакет (50% плюс одна акция) принадлежит там «Газпрому». Shell имеет 27,5% акций, Mitsui — 12,5%, Mitsubishi — 10%. Большая часть производимого в рамках проекта СПГ поставляется в Японию.
ExxonMobil и Shell, по имеющимся сообщениям, после объявления об уходе из России ведут сейчас переговоры о продаже своих долей в этих проектах. Называются, в частности, компании из Китая и Индии. Правительство Японии неоднократно заявляло, что намерено сохранить за корпорациями страны права на участие в обоих сахалинских проектах с учетом их важности с точки зрения обеспечения национальной энергетической безопасности.
25 мая председатель Госдумы Вячеслав Володин в ходе рассмотрения отчета Счетной палаты предложил обсудить возможность передачи российским компаниям долей в проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2» тех иностранных компаний из недружественных государств, которые выполняют введенные против РФ санкции и уходят из РФ. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин в ответ выразил готовность проанализировать такую инициативу.