В апреле 2022 года Ассоциация японоведов провела юбилейную церемонию, посвященную 50-летию ежегодника «Япония». В числе авторов первого сборника 1972 года был торгпред СССР в Японии Виктор Борисович Спандарьян, с которым мне посчастливилось работать в командировках 70-х, 80-х годов. Его работе в Японии была посвящена статья в периодическом сборнике «30 уникальных лиц Японии и России», «внесших большой вклад в налаживании культурных обменов и взаимопонимания между двумя странами». Эту статью в сборник, которую мы публикуем ниже, подготовили Торгпред Российской Федерации Александр Борисович Лаврентьев (апрель 2005- декабрь 2010г.), и член центрального правления Общества «Россия-Япония» Пясецкий Владимир Георгиевич.
В.Г. Пясецкий
Лаврентьев А.Б, Пясецкий В.Г.
Спандарьян Виктор Борисович
(14.04.1921 – 01.09.2001)
Включение Виктор Борисовича Спандарьяна в очередной сборник статей «30 уникальных лиц Японии и России. (Люди, внесшие большой вклад в налаживание культурных обменов и взаимопонимания между двумя странами)» закономерно.
Мы были частью его «команды» дважды: с мая 1976г. по 1979г. и с 1982г. по 1986г., когда он стоял во главе Торгпредства СССР в Японии, но было бы неверно рассматривать его личность только как талантливого руководителя представительства нашей страны за рубежом. Весь жизненный путь Виктора Борисовича, его многогранность, его видение перспективы, его подходы при решении сложнейших задач, а, главное, его личные качества говорят о нем как об уникальной личности. Это подтверждают отзывы людей, с которыми он встречался на жизненном пути или работал.
Давать оценку руководителю всегда непросто. Можно легко впасть в преувеличение в отношениях «Сэмпай – Кохай». Несомненно одно – Виктор Борисович не был лишь опытным администратором, а вполне соответствовал тому типу личности, который вне зависимости от занимаемого положения принято в Японии называть «сэнсэй». С ним всегда было очень интересно работать, и каждый из его сотрудников старался выложиться «на все 100».
В статье известного потомственного дипломата, Чрезвычайного и полномочного посла СССР в Японии Олега Александровича Трояновского («Виртуоза дипломатического искусства» — как писала о нем газета «Нью-Йорк таймс».) дана краткая, но очень точная характеристика Виктора Борисовича — «Спандарьян, выдающийся коммерсант, пользовавшийся большим уважением у японских деловых людей».
Характеризовать любого человека всегда проще, когда знакомишься с его корнями, его жизненном пути, поэтому начнем с биографии.
Виктор Борисович родился 14 апреля 1921г. в г. Баку*. В 1922г. семья переехала в Москву. После окончания средней школы в 1938 году он поступил в Московский институт истории, философии и литературы (МИФЛИ) на исторический факультет.
Это учебное заведение просуществовало недолго и было закрыто в самом начале войны, но оставило глубокий след в истории советского образования. Среди его студентов были будущие знаменитые поэты и писатели — А.Твардовский, К.Симонов, А.Солженицын, директор Музея изобразительного искусства им. Пушкина И.Антонова и что немаловажно, будущий посол СССР В Японии Олег Трояновский.
С четвертого курса в 1942г. Виктор Борисович был призван в армию и направлен на курсы усовершенствования командного состава в г. Ульяновск. По окончания курсов, в октябре 1942г. был направлен в Действующую Армию (орфография В.Б,). В частях пятой гвардейской армии участвовал в сражениях под Сталинградом, на Курской дуге, на Украине, в Молдавии, Румынии, Польше, Германии и Чехословакии. Был награжден орденом Красной звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Праги», «За победу над Германией».
Уже в наше время, в 1985г., как участник войны был награжден «Орденом Отечественной войны II-й степени».
С 1936г. по 1942г. был членом ВЛКСМ (Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи ), а в 1944г. был принят в члены КПСС.
В 1946г. после демобилизации вернулся в Москву и экстерном закончил исторический факультет МГУ (к тому времени МИФЛИ был расформирован).
С 1946 по 1949г. учился во Всесоюзной Академии внешней торговли, которую окончил с отличием, и был направлен на работу в Министерство внешней торговли.
С 1949г. по 1967 г. работал на различных должностях. С сентября 1949г. по апрель 1950г. работал старшим референтом Управления Торговых договоров МВТ СССР. С апреля 1950г. по август 1951г. работал начальником бюро международных организаций Управления Торговых договоров МВТ СССР.
С августа 1951г. по май 1954г. – зам. начальника этого управления, которое в этом же году было переименовано в Управление торговли с капиталистическими странами МВТ СССР.
В 1954 г. по 1967г. работал сначала и.о. (исполняющий обязанности), а затем начальником управления торговли со странами Юго-Восточной Азии и странами Ближнего Востока.
С 1967 по1969г.г. работал Торговым представителем СССР в Японии. В 1969г. был назначен членом Госплана СССР – начальником отдела внешней торговли. Был членом Комиссии президиума Совета Министров СССР по внешнеэкономическим вопросам (КВВ).
Работая в МВТ и Госплане СССР, занимался вопросами советско-американских экономических отношений, был членом северо-американской комиссии по торговле, участвовал в переговорах по заключению торгового соглашения с США, по крупным коммерческим вопросам, в связи с чем неоднократно выезжал в США.
В 1974г. был вновь назначен Торгпредом СССР в Японии, где проработал до 1986г. вплоть до ухода на пенсию.
С июля 1986г. – персональный пенсионер союзного значения. Награды в мирное время: три Ордена трудового красного знамени, почетная грамота МВТ и Знак отличника, Международная премия «Золотой Меркурий».
Виктор Борисович ушел с государственной службы в июле 1986г., но роль пенсионера ему не подходила. Обладая бесценной информацией, он посвятил себя научной работе и вскоре стал советником директора Института США и Канады Академии наук СССР (впоследствии РАН — Российской Академии Наук).
Именно в этот период им было написано много работ по широкому кругу вопросов от проблем развития торгово-экономических связей с Японией и взаимодействия с японскими деловыми кругами, так и по проблемам развития приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности СССР (России) и повышения её эффективности.
Так, работа, написанная совместно с известным экономистом периода перестройки, доктором экономических наук Николаем Петровичем Шмелевым «Проблемы повышения эффективности внешнеэкономических связей СССР стала настоящим «хитом» того времени.
Ещё в 1971г. он защитил кандидатскую диссертацию и получил ученую степень кандидата экономических наук. А в мае 1993г. ему была присуждена ученая степень доктора экономических наук за работу
«Реформа внешнеэкономической деятельности и проблемы экономических связей России с Японией и США (80-е — начало 90-х гг.)».
Он неоднократно печатался, как в популярном ежегоднике «Япония», так и в наиболее авторитетном в СССР, а впоследствии в Российской Федерации экономическом журнале МЭИМО («Мировая экономика и международные отношения»).
В 1991г. в издательстве «Мысль» вышла его монография — «Деловая Япония». В этой работе показано, каким образом и какой ценой Японии удалось в течение жизни одного поколения превратиться в экономическую «сверхдержаву», наводнить мировой рынок высококачественной промышленной продукцией, обеспечить высокие темпы роста производительности труда, создать эффективные и оригинальные методы управления производством, сбытом и качеством. Данное исследование стало результатом длительного наблюдения, практики, размышлений и выводов, основанных на непосредственном общении и взаимодействии с деловым миром Японии.
Виктор Борисович Спандарьян запомнился людям, служившим в одно время с ним в Торговом Представительстве и Посольстве СССР в Японии как человек неординарной судьбы и нестандартных для советского гражданина того времени взглядов на общественную и экономическую жизнь, − как в своей стране, так и в тех странах, где ему приходилось побывать в служебных командировках.
Безусловно, основу этих взглядов составлял опыт совсем еще молодого человека в сталинские времена. В предметных разговорах на экономические темы и знание разных моделей управления экономикой последнее слово почти всегда оставалось за В.Б.Спандарьяном. И в то же время в нем всегда присутствовало искреннее любопытство к новому, желание нащупать в экономической практике других стран что-то полезное для советской экономической системы, недостатки которой он, находясь на высоких административных и государственных должностях, чувствовал вполне.
Работа В.Б.Спандарьяна на должности Торгового Представителя СССР в Японии пришлась на время бурного развития двусторонних торгово-экономических отношений между двумя странами. Регулярные осложнения политического характера и кардинальное отличие систем внешней торговли – монополия внешней торговли и валютная монополия в СССР против либерализованной внешнеэкономической деятельности японских частных компаний – не препятствовали ни количественному, ни качественному росту торговли, кредитного и научно-технического сотрудничества между двумя столь разными во всех отношениях странами.
Именно в 70е — начале 80х годов прошедшего столетия была заложена та основа двусторонних экономических связей, которая позволила обеспечить бурный рост торговли уже в наше время. Трудно переоценить личный вклад В.Б.Спандарьяна в разработку схемы так называемых компенсационных соглашений, благодаря которым в торговый оборот между СССР и Японией были вовлечены до того времени «дремавшие» природные ресурсы Сибири и Дальнего Востока – древесина, якутский каменный уголь, сахалинский газ и нефть. А проект по модернизации порта Восточный приносит свои плоды и в наши дни, этот порт по-прежнему главные дальневосточные ворота России. Умелое выстраивание отношений с универсальными торговыми компаниями Японии – такими, как «Мицуи», «Мицубиси», «Итотю», «Сумитомо», «Ниссе-Иваи» и прочими, — позволяло даже в самой неблагоприятной международной обстановке обеспечивать поставки комплектного оборудования, благодаря которому в нашей стране были организованы современные производства текстиля, пластмасс, металлопродукции, разнообразной промышленной техники и приборов.
И наконец, нельзя забывать о вовлеченности В.Б.Спандарьяна в кредитные и торговые соглашения, благодаря которым были построены магистральные нефте- и газопроводы в Европу. Стиль руководства коллективом Торгпредства со стороны В.Б.Спандарьяна можно характеризовать как сочетание высокой, иногда жесткой, «американизированной» требовательности к подчиненным в части исполнения служебных поручений и вниманию не только к обыденным нуждам своих коллег, но так же и к их образовательному и культурному развитию. Он никогда не приказывал своим подчиненным читать художественную литературу или ходить в театр, но умел в их присутствии так деликатно показать свой уровень, что человек непроизвольно начинал тянуться к культуре сам.
И еще одна черта В.Б.Спандарьяна в этой связи – соответствие духу современности. Любопытно, что уже в то время он как руководитель понимал важность направления, которое сейчас принято называть soft power. В.Б.Спандарьян участвовал в многочисленных культурных мероприятиях сам и привлекал к ним коллег по службе и японских партнеров, будь то традиция совместного труда на субботниках или показ лучших советских фильмов всем желающим японцам из числа коммерческих партнеров и членов их семей, равно как и просто любопытствующим. Широкий кругозор В.Б.Спандарьяна позволял ему свободно участвовать в научно—экономических дискуссиях высокого уровня.
Вызывает уважение, прозорливость научного взгляда Виктора Борисовича Спандарьяна, сумевшего предугадать неизбежность перехода к многополярной глобально диверсифицированной системе мировой экономики и торгово-экономических связей.
Вот, как описывает этот процесс Виктор Борисович в своей монографии «Деловая Япония».
«Структурная перестройка экономики и её интернационализация должны, по мнению японских деловых и правительственных кругов, придать второе дыхание Японии на её пути в ХХI век. В этой связи всё чаще возникает вопрос о том, какое положение займёт Япония в мире, вступающем в новый век. Не случится ли так, что на смену “PAX Americana” придет “PAX Japonica”?
«Не обязательно,− рассуждает заместитель председателя Кэйданрэн Г. Хираива, — чтобы “PAX Japonica” заменил “PAX Americana” , но Япония должна ясно представлять тот вклад, который она в состоянии сделать в развитие мировой экономики, и постепенно взять на себя лидирующую роль». Вот так!
Эту же тему затронул в своей лекции в США один из самых авторитетных ученых – экономистов Японии – С.Окита, с кем я многие годы «хотя и не часто, имел честь общаться и беседовать».
«Хотя Япония сильна в экономическом и финансовом отношениях, — считает Окита,− она ещё не готова для того, чтобы взять на себя, ответственность глобального лидерства». Для того чтобы взвалить на себя такую ношу, полагает Окита, необходимо обладать многими факторами: крупным размером территории и большой численностью населения, финансовым могуществом, военной силой, и научным лидерством. С этой точки зрения возможности Японии ограничены. Поэтому, делает вывод С.Окита, скорее всего Япония будет оставаться на втором месте вслед за США. И это, по его мнению, наиболее желательный вариант. Поскольку США уже не способны к единоличному лидерству в мире, Япония должна объединить с ними усилия для « совместного лидерства» в мировой экономике».
Не будем спорить, какой из двух сценариев воплотится в жизнь: постепенный переход мирового лидерства в экономике к Японии или совместное лидерство. Думается, что мировая экономика всё-таки будет развиваться иным путем — через вклад значительно большего числа стран и регионов. Мир не идет не к единоличному лидерству, не к «тандему» лидеров и даже не верховенству «трех» или «семи» наиболее развитых капиталистических стран, а к многополюсной, плюралистической, взаимозависимой и взаимодополняющей экономике, в которую каждая страна (большая или малая) сможет внести свой позитивный вклад.
Вместе с тем нельзя не согласиться с одним утверждением С.Окиты: «Без процветающей мировой экономики Япония не сможет процветать. Мы знаем, что процветающий остров не сможет существовать в море депрессии».
Знакомясь с научными работами Виктора Борисовича, поражаешься диапазоном круга его интересов и глубиной знаний. Не удивительно, с каким вниманием отнеслись к нашей просьбе о предоставлении информации о деятельности Виктора Борисовича с последнего места его работы в Институте США и Канады (директора Валерий Николаевич Габузов, заведующий архивом Виталий Ивановича Зволинский).
С теплотой вспоминает о встречах с Виктором Борисовичем журналист – востоковед, заслуженный работник культуры РСФСР Ефимов Михаил Борисович, у которого сложились дружеские отношения с послом СССР в Японии Олегом Александровичем Трояновским и его супругой Татьяной Александровной. (период первой командировки Виктора Борисовича в Японию- 1967-69 г.г.)
«Во время дружеских встреч в Посольстве СССР, иногда вместе с нами была очаровательная пара — торгпред Виктор Борисович Спандарьян и его супруга Злата Николаевна, работавшая в нашей колонии врачом. Торгпред тоже учился в МИФЛИ и поэтому на правах однокашника обращался к послу со словами «как историк могу сказать вам, филологу, что…». Такие «посиделки» всегда проходили очень весело, изобиловали шутками и анекдотами».
В широком круге российских японистов имя В.Б. Спандарьяна осталось символом высокого профессионализма и доброго отношения к людям.
Похоронен на Новодевичьем кладбище
(участок №1 – ряд-13)
Кто похоронен рядом:
Фамилия Спандарян
Спандарян Анжелика Суреновна
(1904—1987,†Москва,Ново-Девич.кл-ще,1-уч.) Жена А. Лангфанга [Кипнис С.Е. Новодевичий мемориал. М.,1995]
Спандарян Мария Суреновна
(1902—1945,†Москва, Ново-Девич. кл-ще,1-уч.) Оператор, пом. режиссера кинохроники [Кипнис С.Е. Новодевичий мемориал. М.,1995]
Спандарян Ольга Вячеславовна
(1879—1971,†Москва, Ново-Девич. кл-ще,1-уч.) Учительница, чл. КПСС с 1905, отв. секр. журнала <Комм революция>, сотр. Соцэкгиза, газеты <За индустриализацию> [Кипнис С.Е. Новодевичий мемориал. М.,1995]
Спандарян Сергей Суренович
(1909—1980,†Москва, Ново-Девич. кл-ще,1-уч.) Полковник госбезопасности [Кипнис С.Е. Новодевичий мемориал. М.,1995]
Спандарян Степан Суренович
(1906—1987,†Москва,Ново-Девич.кл-ще,1-уч.) Баскетболист, засл. мастер спорта, засл. тренер СССР [Кипнис С.Е. Новодевичий мемориал. М.,1995]
Лангфанг Анатолий Иванович
(1903—1979,†Москва, Ново-Девич.кл-ще,1-уч.) Журналист, зам.пред Гос. к-та по телевидению и радиовещанию [Кипнис С.Е. Новодевичий мемориал. М.,1995]
Авторы текста: Лаврентьев А.Б., Торгпред РФ в Японии (апрель 2005 — декабрь 2010 г.) и член Центрального правления Общества «Россия-Япония» Пясецкий Владимир Георгиевич.