Сергей Винокуров: Да не носят японцы кимоно!

IV Международный форум «Японская весна на Волге». Его организаторы — фонд «Ульяновск — культурная столица», Корпорация развития Ульяновской области при поддержке правительства региона и посольства Японии в России.

По договоренности Японии и России сейчас проводится Год японо-российских межрегиональных и побратимских обменов. Это решение было принято в 2019 году президентом РФ и тогдашним премьер-министром Японии, чтобы расширить обмены между странами до самых удаленных территорий. Сейчас даже в условиях пандемии проводятся различные мероприятия в онлайн- и офлайн-формате. Как отметил полномочный министр посольства Японии в России Тосихиро Аики, японская сторона провела более 220 мероприятий, в которых приняли участие более 450 тысяч человек. И форум «Японская весна на Волге» — важнейшее событие в программе Года японо-российских межрегиональных обменов.

Почти все мероприятия «Японской весны на Волге» были посвящены тому, как живут люди в Японии, что их волнует, что для них представляет важность. Каждый участник и гость форума нашел для себя что-то важное и интересное. Корреспондент «Народной газеты» вдохновился темой японизма в европейском искусстве. Как шутит кандидат искусствоведческих наук, заведующий отделом декоративно-прикладного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств Сергей Винокуров, японизм стал «диагнозом» для европейской культуры.

Поначалу может казаться, что японская гравюра — зрелище исключительно для гурманов. Что, казалось бы, тут может привлекать рядового зрителя? Работы сами небольшие по размеру, сюжеты специфические, произнося название направления видов искусства, простите, язык можно сломать — укие-э, муся-э, фукэй-га. Однако чарующим действием работ японских мастеров вдохновлялись многие европейские художники XIX — XX веков — Клод Моне, Эдгар Дега, Тиссо, Гоген, Тулуз-Лотрек. Не секрет, что, например, Ван Гог однажды перерисовал работу Утагавы Хиросигэ «Ливень у моста Охаси». Даже наш Иван Билибин — и тот копировал «Большую волну» Кацусики Хокусая. Да чего уж там, японизм в начале XX века проник даже на чугунолитейные заводы Урала, где мастера делали вазы в японском стиле.

О том, почему Япония и ее культура, а нередко псевдокультура, до сих пор привлекают наше внимание, корреспондент «Народной газеты» узнал у Сергея Винокурова, что называется, из первых уст.

— Сергей, почему в свое время вы выбрали для изучения именно восточные культуры, а точнее, дальневосточные?

— Изначально мне были интересны Китай и Япония. А потом, когда нужно было определяться с научной областью изучения, то влияние Китая и Японии на европейские страны стало делом жизни. Уточню — на европейские страны, включая Россию. Потому что почему-то у нас принято считать Россию отдельно, а Европу отдельно. Хотя вообще-то мы вполне европейская страна. И тем более для людей с Востока, в том числе для японцев.

— Хотя самих японцев иногда называют европейцами Азии. 

— Да, так говорят. Потому что Япония выбивается из некой общей канвы развития Востока. Но в то же время есть фраза «Англичане — японцы Европы». Потому что, когда твоя страна находится на островах, это накладывает определенный отпечаток. У них особый, островной образ жизни.

— Однако, чисто визуально, больных Японией намного больше, чем зараженных
Англией.

— Потому что Япония для многих остается экзотической страной. Да, она не закрыта, как это было до середины XIX века. Но все равно лететь туда далеко и вообще-то дорого. Поэтому не такая уж она и доступная. Да и просто по инерции не только Япония, а вообще восточные страны продолжают считаться чем-то загадочным. Ведь долгое время даже восточные правители считались намного мудрее европейских. Все это приводило к тому, что в разное время возникали разные стили в подражании восточным. А Европой болели, в свою очередь, на Востоке. В Японии в конце XIX века было такое влияние Запада, что его пришлось искусственно сдерживать правительству.

Но это XIX век, а сейчас XXI. В эру интернета может ли быть что-то экзотичным?

— Конечно, может. Людям свойственно чем-то очаровываться. Особенно чем-то новым. Для жителя русской глубинки приезд гостя из Москвы — это что-то из категории «вау!». Можно сказать, экзотика. Хотя это такой же человек. Японцы тоже такие же люди. Просто их культура не совпадает с нашей. Например, сейчас японцев часто обвиняют в отсутствии морали. Но морали какой? Европейской. У них по государственному телевидению идут передачи, где творится что-то ужасное. Опять же, ужасное для кого? Для европейского человека. А для японцев это нормально. В Европе принято стесняться первичных половых признаков, а японцы не понимают, что здесь не так.

— Все дело в христианской морали?

— В том числе. Ведь что такое 10 заповедей? Это список запретов. В европейцах они так укоренились, что нам всегда хочется добавить частицу «не». А в синтоизме и буддизме запретов практически нет — делай что хочешь, потому что ты все равно попадешь в круг сансары и будешь мучиться.

— Япония — это еще страна, овеянная каким-то гигантским количеством мифов, которые при визите туда рушатся как карточные домики. Почему до сих пор так?

— Потому что кто-то о Японии узнает из книг, которые, как правило, не описывают жизнь обычных горожан. Часто речь в них идет о самураях. А значит, это реалии до середины XIX века, потому что в середине XIX века самураи потеряли свое значение. Им даже запретили носить оружие. Многие до сих пор считают, что японцы ходят в кимоно. Да не ходят они в кимоно! Они надевают их по случаю праздников, и для них это театрализованное действо. Это то же самое, когда у нас люди одеваются в традиционные рубахи. Или еще миф: японцы едят много суши. А они его редко едят. Да, они придумали, как есть сырую рыбу, но это не значит, что они ее едят всегда.

— Сейчас, скорее, русские чаще едят суши, чем японцы.

— В России болеют ролломанией, как нигде. Люди заказывают рис с огурцом и думают, что это какое-то невероятное блюдо. Японское блюдо. Хотя вообще-то у японцев есть и суп, и каши. Но это все продолжение темы загадочности. Если это не похоже на что-то привычное, то оно будет привлекать. В Италию тоже едут за экзотикой и той Италией, которую мы себе придумали. Но ведь не все итальянцы размахивают руками во время разговора.

— Россияне любят сравнивать себя с другими народами. В том числе периодически звучит фраза «Мы очень похожи с японцами». Так похожи или мы совершенно разные? 

— Смотря о каких россиянах мы говорим. Россия вообще — западное государство. Но у нас есть свой Восток. Я имею в виду культуру. Например, в Калмыкии, Тыве, Бурятии буддистская культура. Если же мы говорим про русских — нет в нас ничего восточного! Даже атеист, воспитанный и выросший в Ульяновске или Екатеринбурге, впитает в себя христианскую традицию и вряд ли будет похож на японца.

Источник

Автор: Admin

Администратор

Добавить комментарий

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial