Необычное продолжение получил проект исторического парка «Гардарика», организаторы и идейные вдохновители которого открыли в южноуральской столице «Ниндзя-парк». Погружение в мир самураев и ниндзя, бои на мягких мечах, метание сюрикенов и уроки каллиграфии — в фоторепортаже «ЮП».
Выковать арсенал
Идея организовать в Челябинске что-то принципиально новое пришла руководителям исторического парка «Гардарика» братьям Станиславу и Павлу Белоусовым чуть больше года назад. За воплощение своей японской задумки челябинцы взялись прошлым летом.
— Нам интересны разные культуры, в том числе Японии. Мы погрузились в японскую литературу. Начали по крупицам собирать оружие, которое нам присылали буквально со всех уголков России, — рассказывает Станислав Белоусов, руководитель «Ниндзя-парка». — В стране есть кузнецы, которые занимаются доспехами, оружием. Что-то мы ковали в своей кузнице в «Гардарике».
Так в парке, который тематически посвящен Средневековой Японии, или так называемому «Периоду Сэнгоку, или Эпохе воющих провинций», появились кирасы на шелковых шнурках, мечи самураев катаны, традиционные самурайские луки юми, копья яри и другое оружие элиты японских воинов.
— Катана — это душа самурая. Он мог ходить в лохмотьях, но свое статусное оружие всегда поддерживал в идеальном состоянии. Без катаны самурай самураем не мог быть, — демонстрируя увесистый меч и технику владения им, поясняет Антон Мартынов, опытный экскурсовод, облаченный в одеяние самурая. — Хотя понятие красоты у японцев несколько иное. Непритязательная красота этого оружия заключается в оплетке и тонкой работе в отделке.
Котики на службе «демонов ночи»
В фильмах про ниндзя эти легендарные лазутчики из феодальной Японии всегда используют необычного вида оружие и хитроумные приспособления. В большинстве случаев это не художественный вымысел. Различные сюрикены, или, как их еще называют, «звездочки», кунаи, араре, саи и многое другое — все это действительно входило в арсенал «демонов ночи».
— Меч ниндзя — ниндзято. В отличие от катаны он абсолютно прямой: кузнецы-ниндзя были менее искусными оружейниками, чем кузнецы самураев, — объясняет экскурсовод, а его помощник в образе ниндзя в черном ловко крутит в руках ниндзято. — Соответственно, оружие ниндзя было из более простых металлов и еще более лаконичной ковки.
Помимо холодного оружия у «диверсантов» был целый ряд специфичных оружейных средств: боевая пудра из золы, толченого стекла и молотого черного перца, тлеющие угли, чтобы устроить пожар, яды и крашеный рис, с помощью которого ниндзя могли сообщить до 100 секретных посланий.
— Время ниндзя определяли с помощью котов, — продолжает гид по Японии. — Дело в том, что в разное время суток зрачки у кошек разной формы и размера. Это можно увидеть в таблице.
Кстати, вопреки показанному в фильмах и играх, в которых синоби, так еще называли ниндзя, исключительно в характерном черном одеянии, воины так ходили только ночью, надевая белые повязки на голову, чтобы отличить своих от чужих. Днем же они переодевались в крестьян, торговцев или даже самураев.
Энергия мазка
Теорию в «Ниндзя-парке» можно подкрепить практикой: все желающие могут попробовать себя в боях на мечах и метании сюрикенов. Правда, если «звездочки» у челябинских ниндзя настоящие, то катаны и ниндзято — мягкие.
Еще одно практическое умение, которому обучают в «Ниндзя-парке», это написание иероглифов. Азы этой науки организаторы парка постигали под руководством представителей общества «Россия — Япония», которые дали им мастер-класс. К слову, в Японии и в Средневековье, и сегодня каллиграфия считается настоящим искусством наряду с гравюрой, живописью и оригами. По написанию иероглифов можно было определить, какую боевую школу прошел тот или иной воин.
— Лист бумаги, символизирующий бесконечное количество возможностей, керамическая тушечница, в которой размельчалась тушь и потом разводилась в чернила, и кисть, которая была для каллиграфа тем же, что и меч для воина, — начинает экскурс в японскую каллиграфию Антон Мартынов и показывает инструменты каллиграфов. — У написания иероглифов особенная техника. Они рисуются всем телом. Держать кисть надо совсем не так, как привыкли мы. А пишутся иероглифы сверху вниз и слева направо.
Самый первый иероглиф имеет значение жизненного пути человека и цифры 1. Он легко трансформируется в тройку, а потом в «императора». Этот иероглиф, в свою очередь, одной запятой можно преобразовать в «бога» или «сокровище», а обведя, превратить в «родину».
Чайный церемониал и суши
Желающих окунуться в Средневековую Японию в Челябинске довольно много. Хотя признаются руководители «Парка», если бы они затачивали свой проект исключительно под коммерцию и гнались за длинным «японским рублем», то появился бы «Парк» с черепашками-ниндзя.
— Нам было интересно подготовить программы, которые бы были интересны не только детям, но и взрослым, — говорит Станислав Белоусов. — Мы хотели включить в них чайную церемонию, но это отдельная тема. Как и любое другое явление жизни Японии, она представлена целым пластом теории. Кроме того, чайная церемония в Стране восходящего солнца — это серьезный ритуал. А сам чай довольно специфический — мелкодисперсный травяной. Не каждому по вкусу придется.
Хотя, не исключают в «Ниндзя-парке», в будущем здесь может появиться именно чайная программа, а также мастер-классы по оригами и приготовлению суши. Кроме того, в планах «японцев» — площадка для фотосессий и проведение корпоративов.
Кстати, детский омбудсмен Евгения Майорова не так давно побывала в «Ниндзя-парке» с ребятами из специализированной закрытой школы из Челябинска. Уполномоченная по правам ребенка подчеркнула, что готова оказывать поддержку предпринимателям, реализующим социальные проекты, такие как «Ниндзя-парк», цель которых — погружение в живую историю.