Хару Касуми – Весенний туман

Посольство Японии в России и Фестиваль традиционных японских искусств «НИХОН НО БИ» – «КРАСОТА ЯПОНИИ» представляют:

С 18 февраля по 5 марта 2021 в Москве в Молодежном историко-культурном комплексе «Особняк Носова» состоится выставка работ участников проекта Ямада Мидори ХАРУ КАСУМИ – ВЕСЕННИЙ ТУМАН (каллиграфия, икэбана, живопись тушью, оригами, рукоделие комоно, чайное действо).

Выставка работ участников проекта

«Японцы веками вырабатывали своеобразные методы, которые позволяют им развивать, поддерживать и укреплять свой художественный вкус», – писал в своей книге «Ветка сакуры» Всеволод Овчинников, – «Чайная церемония, мастерство икэбана, живопись суми-э, стихосложение, любование природой – все это объединено у них названием «фурю», что можно перевести несколько старомодным термином «изящные досуги».

Способность ценить красоту и наслаждаться ею, умение обращаться к природе, как к сокровищнице прекрасного – основные эстетические принципы японской культуры. Они оказались очень созвучны с культурными ценностями в России и это объясняет такой большой интерес к традиционным японским искусствам среди участников проекта «НИХОН НО БИ» и зрительской аудитории, которой ежегодно адресуется выступление группы художников – учеников профессора Ямада Мидори.

Выставки традиционного японского искусства проходят в Москве регулярно и всегда вызывают искренний интерес, привлекая большое число посетителей. Богатство национальных традиций Страны восходящего Солнца никого не оставляет равнодушным.

Проект «НИХОН НО БИ» – «Красота Японии», посвящен изучению основ традиционных японских искусств в форме проведения «изящных досугов», которые уже давно завоевали сердца российских поклонников культуры Японии. Идея его создания принадлежит госпоже Ямада Мидори, мастеру чайного действа школы Омотэсэнкэ, профессору института Икэнобо, члену Почетного комитета Всеяпонской ассоциации искусства письма тушью. В мероприятиях проекта принимают участие ее ученики, последователи и единомышленники, проект уникален тем, что одно выставочное пространство объединяет несколько видов японских искусств: каллиграфию, японскую живопись тушью суми-э, икэбана школ Икэнобо и Согэцу, чайную церемонию.

Каждый год выставки проекта имеют своё творческое название, своеобразный девиз, под которым проходит обучение и подготовка участников. Тема отражает красивый нюанс культурной традиции или эстетический аспект опыта или философского взгляда на жизнь, из которого можно было бы почерпнуть новые знания или хотя бы тему для обсуждения или размышлений.

В этом году тема выставки, предложенная г-жой Мидори Ямада, «ХАРУ КАСУМИ» – «ВЕСЕННИЙ ТУМАН».

Весь 2020 год и начало 2021 проходят в вынужденных ограничениях, которым подвержены все области деятельности человечества, особенно творческие и прикладные виды взаимодействия были практически недоступны. И именно в общении люди чувствуют недостаток и создается ощущение, что мы то ли в области ограниченной видимости, то ли в невозможности в полную силу дышать, двигаться и действовать. Образно говоря, такое состояние, какое бывает у человека, вдруг обнаружившего себя в густом тумане. Можно представить себе пейзажное место в природе, где вдруг проступают неясно яркие пятна распускающихся цветов и линия горизонта. Ведь впереди весна, и, безусловно, всякий туман обязательно развеется и рассеется, представив нам ясность и красоту естественных черт дружеских лиц, по которым уже соскучились, четкость линий прекрасных ландшафтов для свободных путешествий и, конечно, цветов, сопутствующих нашим встречам, нашему пути и, может быть, даже совместному любованию цветением сакурой или роспуском сливы, которое было недоступно для учителя и учеников в прошлом году. Этому посвящено высказывание Ямада Мидори, написанное каллиграфией в старинном стиле быстрого письма на одном из экспонатов выставки.

Экспозиция представляет собой работы учеников г-жи Мидори Ямада, выполненные для выражения чувства и ожидания этого ТУМАНА ВЕСНЫ, тонкого и неустойчивого состояния, ценного момента, который может быть воплощен цветами в композициях

икэбана или живописными работами тушью и японскими красками, написанными для ежегодного издания КАЛЕНДАРЯ с включением каллиграфии профессора Ямада Мидори, созданными в диалоге с её учениками.

Особенностью выставки этого года является и место проведения – старинный особняк, дом, сохранивший дух жилого пространства.

Хотелось бы провести связь и параллель с тем, что в обычной жизни традиционно обучение искусствам в Японии часто проходит в домашних условиях: к сэнсэю приходят ученики. В этом году многие работали у себя дома. Встречи были невозможны. Примечательно, что в обычном освещении создаются картины, пишется каллиграфия, создаются композиции из цветов. Это означает, что здесь есть возможность увидеть работы в атмосфере выставочного пространства, близкого к ощущению дома – как символа уюта, комфорта и безопасности. Когда образ дома становится главным местом для досуга, творчества, вдохновения и изучения всего нового.

Содержание экспозиции

На выставке в Особняке В.Д. Носова представлены цветочные композиции мастеров двух ведущих школ икэбана: сертифицированных членов Института ИКЭНОБО и школы СОГЭЦУ. Преподавание и повышение квалификации проводит Ямада Мидори.

Каллиграфия в старинном стиле быстрого письма, исполненная профессором Ямада Мидори, содержит поэтические строки поэтов старины, высказывания мудрецов, монахов, устоявшиеся в японском обществе выражения, поговорки, песенки и её собственные стихи и заметки, имеющие связь с работами учеников.

Традиционно в Японии учитель мог написать строку, своё впечатление прямо на свитке ученика, если картина ему понравилась, это практикуется и сейчас. По этому принципу иллюстрирована книга «НЕВЕДОМЫМИ ТРОПАМИ. ДНЕВНИКИ БАСЁ», ежегодно выпускается КАЛЕНДАРЬ, ведется работа с новыми проектами. Перед Вами работы разных лет, в том числе, вошедшие в разные печатные издания и участвовавшие в выставках на территории России, Японии, Франции, Армении.

Картины, исполненные в технике письма тушью, могут оставить впечатление незавершенности по причине особенностей жанра суми-э: нестройной, почти каллиграфической линеарности, размытости, использования большого количества воды и сохранения незаполненного белого пространства, деликатного использования японских красок ганрё, следования строгим правилам конструкции и композиции свитка. Показать красоту туши – главная задача художника.

Объемными фигурами из бумаги, сложенными в стиле ОРИГАМИ, по всему миру вдохновлены многие дизайнеры в индустриальных масштабах. Но научиться складывать даже простые мотивы не так-то просто. Среди экспонатов представлены разноцветные затейливые модели и формы, вызывающие радость у людей всех возрастов. Особенный интерес в возможности попрактиковаться в создании объектов вместе с преподавателем на наших занятиях в выставочных залах.

В японском доме часто можно увидеть милые и затейливые мелкие поделки, сделанные из шелковых лоскутков. Они приветствуют входящего и создают добрую атмосферу гостеприимства. Именно процесс изготовления вещиц КОМОНО чаще всего называют «изящными досугами». Они становятся предметами домашней утвари или просто полезным подарком. Культура дарения в Японии происходит в соответствии с традициями оформления и передачи предметов из рук в руки.

Чтобы подчеркнуть торжественность момента и уважение друг к другу, часто подарок оборачивают особенным способом – с помощью ФУРОСИКИ.

Ямада Мидори – мастер чайного действа школы ОМОТЭСЭНКЭ, она преподает основы этого искусства. Чайное дело объединяет всех её учеников, поскольку все виды японских искусств пронизаны его философией и законами.

На выставке предоставлена возможность соприкоснуться с этим таинством.

Организаторы фестиваля:
Посольство Японии в России
Проект «Нихон но би» – «Красота Японии»

Время проведения фестиваля: 18 февраля – 5 марта 2021

Место проведения: молодежный историко-культурный комплекс «Особняк Носова», Электрозаводская ул., 12, стр.1

Вход бесплатный 0+

Автор: Admin

Администратор

Добавить комментарий

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial