Космос, Гагарин, Япония

Известно, что Первый космонавт Земли Юрий Гагарин поднялся впервые именно в саратовское небо. Учился летать в нашем аэроклубе. Сюда и прилетел из космоса – ракета приземлилась в наших степях. Неудивительно, что именно в Саратове вот уже несколько лет проходит Открытый фестиваль кино, науки и современного искусства «Гагарин.DOC», а в его рамках — конкурс студенческих короткометражных фильмов «Первый!»

Гагарин в космосе

В этом году он охватил весь мир. На основной конкурс поступило 652 заявки из 80 стран. В конкурсную программу были включены 52 работы из 20 стран (Россия, Япония, Сербия, США, Турция, Франция, Армения, Австралия, Великобритания, Аргентина, Иран, Индия, Хорватия, Бразилия, Чехия, Чили, Мексика, Германия, Колумбия, Исландия). Это документальные, игровые, анимационные фильмы, видеоарт, посвященные цифровым технологиям ( и космосу).

Номинации такие: «Событие», «Человек», «Космос», «Эйфория, или воображаемый космос» и, связанная с темой фестиваля ,– «Digital».

 Особенно приятно, что Гран-при конкурса получил аниме «Mowb» Казуки Юхара (Япония). Автор фильма студент факультета анимации университета Токио, Высшая школа искусств, кино и новых медиа. Как сказано в пресс-релизе, фильм Юхара – размышление о каждом из нас. «О той любви, что движет миром с начала времен. Дети «продолжаются» в своих родителях, а родители всегда будут жить в них … О бесконечном, трогательном цикле искренних, сильнейших на свете чувств – о любви в семье». Музыка Бетховена и Шопена в отсутствии слов настраивают на лирический лад. «Кого-то фильм заставил задуматься о самом важном – и позвонить близким, без причины – просто потому, что они тебе дороги».

Все так, но есть еще и глубокий философский подтекст в работы японского студента.

Фестиваль посвящен космосу и Гагарину

На другом российском сайте написано, что это дипломная работа Казуки Юхара, его университет находится в Тама ( черта современного Токио), «в последние годы весьма заметного своими яркими выпускниками».

Фильм рисованный, но сделан с использованием VR- технологии. К сожалению, «на удаленке» не посмотришь его в специальном шлеме. Но и в таком виде он производит сильное впечатление.

Простые и графичные рисунки наполнены глубокими смыслами. Название «Аборту» («MOWB»), как объясняет автор, является отражением слова «Утроба» («WOMB») на поверхности воды. «Эта мифология слова символизирует «зеркальное отображение матери и дочери». Дочь в этой истории связана с матерью пуповиной, через которую она впитывает жизненную силу своей матери, чтобы продлить свою собственную жизнь. Когда жизнь матери полностью поглощена, дочь, слившись с матерью воедино, решает стать матерью сама». И по мысли создателя фильма, его замкнутое пространство необходимо для имитации пребывания в утробе матери.

А у меня фильм вызвал другие эмоции и мысли. Человек рождается, выходит из материнского чрева, пуповина обрезана, но сохраняется другая, невидимая постороннему глазу нить («пуповина»), она на всю жизнь. Чем старее и дряхлее мать, тем старше и крепче дочь. И приходит момент, когда пуповина нужна только матери – она еще привязывает ее к жизни. Когда она исчезнет, как воздух, как исчезает все на земле, все повторится с дочерью и дочерью ее дочери, и будет длиться, «пока Земля еще вертится». Вот сколько ассоциаций родил маленький, 13-минутный бессловесный фильм с лаконичными рисунками!

 Они мне так понравились, что стала искать информацию о Казуки Юхара и отыскала в Инстаграмме его страничку, где тоже есть аниме на близкую тему, — «Звезды без меня», и тоже музыкально сильно оформлен : звучит Аве Мария. Рисунки на страничке художник почти каждый день меняет, делая к ним иногда подписи. Может на фотографии с велосипедной стойкой пририсовать девушку-мультяшку. Изобразить сломанный зонтик так живописно, словно его поднял порыв ветра. Одной линией показать на черном фоне птичку со слезинкой под глазом.

Кадр из аниме Юхара. Мать и дочь

Именно занятия Юхара с видеохудожником Наруаки Сасаки повлияли на его пристрастие к виртуальной реальности. Вот что он сам рассказывает: «До этого я думал сделать MOWB для экрана, а не делать его панорамную анимацию. Он дал мне много предложений по содержанию и способам работы; не говоря уже о технологии. Я позаимствовал его [камеру Ricoh Theta], которая может снимать на 360 градусов. Однако в отношении анимации прецедентов рисования панорамы не было, и это было технически сложной задачей ».

Отрадно, что на нашем фестивале и в номинации «Эйфория, или воображаемый космос» победил студент из Японии. «Космос» Риса Окита длится еще меньше фильма Юхара – всего две минуты и одну секунду. Но сколько туда вложено смыслов! Начало Вселенной. Ученые предполагают, что до ее возникновения не существовало ни времени, ни пространства, ни энергии. Мы видим ее зарождение, модель мироздания как бы через микрокосм водяные капли. Стадия неподвижности образование водяных капель и стадия движения начало перемещения капель. «Три монитора одного размера представляют порядок и гармонию Вселенной».

Ведь ничего, вроде, нет, видеоинсталляция даже не цветная, но она просто магнетизирует. Это дипломная работа Окита в Университете искусств и дизайна Сейан ( находится в Оцу).

…Увидеть сложное в простом , глубину в обычном – у японцев точно особое зрение. Их глаза повернуты внутрь – себя, души, мира.

Кадра из аниме. Дочь
Аниме Юхара. Преображение
Инсталляция Риса Окита «Космос»

Ирина Крайнова, пресс-секретарь Саратовского Регионального отделения ОРЯ

Фото с сайтов

Автор: Admin

Администратор

Добавить комментарий