Торгпред РФ: Москве и Токио нужен знаковый проект сотрудничества

Новый торговый представитель РФ в Японии Петр Павленко в интервью ТАСС рассказал о том, что может придать импульс российско-японским экономическим отношениям, как сотрудничают государства во время пандемии коронавируса и какая работа ведется для формирования в Японии бренда «сделано в России».

— В последнее время российско-японские торгово-экономические отношения находились в ситуации развития, наблюдался рост товарооборота, хотя его объем и не доходил до отметки в $30 млрд, достигнутой в прежние годы. Коронавирус неизбежно нанесет удар по этой динамике. Как вы оцениваете перспективы дальнейшего развития торгово-экономических отношений между двумя странами в условиях продолжающейся пандемии?

— Рекордных показателей товарооборота в $33,2 млрд удалось достичь в 2013 году на пике мировых цен на нефть, после чего последовало падение. Своеобразный «антирекорд» был установлен в 2016 году, когда показатели двусторонней торговли сократились до $16 млрд в год. Однако все это в большей части связано со стоимостными, а не физическими объемами торговли, основу которой составляют углеводороды — около 75% от общего товарооборота.

По данным торговой статистики Минфина Японии, в 2019 году российско-японский товарооборот составил $21,5 млрд, при этом российский экспорт в Японию достиг $14,3 млрд, импорт из Японии — $7,2 млрд. Объемы товарооборота России и Японии сопоставимы с показателями нашей торговли с Великобританией ($22 млрд), Францией ($18,9 млрд), Италией ($16,2 млрд). Безусловно, товарооборот Японии с Россией значительно отстает от ее крупнейших партнеров — США ($218,9 млрд) и КНР ($303,9 млрд). Подобное отставание отражает существующие мировые реалии — стратегический характер отношений с США и объективные экономические преимущества размещения японских производств в КНР.

Разумеется, влияние пандемии коронавируса на развитие российско-японских экономических отношений неизбежно, но отмечу, что, по оценкам ВТО, мировая торговля товарами демонстрировала тенденцию к сокращению уже начиная с 2018 года. Данные статистики также демонстрируют, что по итогам 2019 года впервые за три предшествующих года зафиксировано снижение показателей как японского экспорта за рубеж (минус 4,4% в сравнении с 2018 годом), так и импорта (минус 3,7% в сравнении с 2018 годом).

Полагаю, что нынешний кризис, вызванный распространением коронавирусной инфекции, может в значительной степени повлиять на размер российско-японского двустороннего товарооборота в первую очередь по объективным причинам — из-за падения спроса на продукцию обеих стран вследствие снижения ВВП, инвестиционной активности и платежеспособного спроса потребителей в обеих странах.

Также хочу обратить внимание на развитие российско-японских экономических отношений по спирали. Лесные и угольные проекты 70-х годов прошлого века дали импульс на 20 лет вперед. Договоры о разделе продукции середины 1990-х также создали положительную динамику на последующие два десятилетия. Приход японских автомобилестроителей в середине нулевых создал новую, индустриальную фазу нашего взаимодействия, которая продолжается и до сих пор.

Складывается ощущение, что двусторонним отношениям необходим знаковый, системный проект, который придал бы новый толчок нашим отношениям на следующие 10–15 лет. Им может стать, например, крупный газохимический проект, водородные технологии, а может быть, и совместная с Японией разработка мусороперерабатывающих комплексов или очистных систем с их последующей полной локализацией в России. Давно пора подумать о создании масштабного тема-парка в Приморском крае для привлечения японских и корейских туристов.

В контексте перспектив взаимодействия с Японией можно безошибочно спрогнозировать, что, безусловно, справиться с экономическими последствиями коронавирусной инфекции будет непросто, все участники мировой торговли понесут определенные потери, вырастут издержки. Вместе с тем уже сейчас, в разгар кризиса, необходимо объединить усилия государства и бизнеса и работать на перспективу, реализуя проекты, которые станут основой для дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества.

— Несмотря на огромное количество проблем и трудностей, с которыми столкнулся мир из-за коронавируса, пандемия открывает возможности для новых форм сотрудничества между государствами, в первую очередь в области здравоохранения и фармацевтики. Россия и Япония, как сообщается, уже заняты совместной разработкой и производством экспресс-тестов для диагностики заражения коронавирусом. Есть еще какие-нибудь примеры двухстороннего сотрудничества, напрямую связанного с коронавирусом?

— Действительно, на основе технологии японской компании K.K. Mirai Genomics в Казани локализовано и успешно запущено производство системы диагностики коронавируса EMG, которая позволяет оперативно и с точностью 99,98% определить до десяти патогенов. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 2,5 млрд рублей. Линейка тест-систем адаптирована как для стационарных лабораторий, так и для портативных мини-лабораторий. Заказы на 2 млн тестов уже разместили 40 крупнейших российских компаний. Мы считаем этот проект крайне важным и показательным и ввиду небывало коротких сроков его реализации, и с точки зрения оперативного подключения к процессу всех его непосредственных участников.

Пандемия коронавируса нанесла удар по всему мировому сообществу, Россия и Япония не являются исключениями в этом плане

На основе полученного, пусть и негативного, опыта полагаем целесообразным активизировать уже начатую работу по расширению российско-японского сотрудничества в области медицины и фармацевтики. В 2019 году Минпромторгом России и подведомственным ему ФБУ «ГИЛС и НП» при поддержке торгпредства проведена масштабная работа по выстраиванию межведомственного взаимодействия с Министерством здравоохранения, труда и благосостояния Японии в целях согласования взаимного признания результатов инспекций на соответствие предприятий — производителей лекарственных препаратов требованиям надлежащих производственных практик GMP. Мы рассчитываем, что начатая работа с японским регулятором позволит добиться гармонизации подходов и требований к организации производства и контролю качества, что в значительной степени снизит нагрузку на фармацевтический бизнес, у которого до трети времени уходит на всевозможные инспекции, и обеспечит российской фармпродукции доступ на японский рынок без дополнительных барьеров.

Мы также приветствуем инициативы японских предприятий по локализации производств медицинской техники, лекарств и реагентов на территории Российской Федерации. Торгпредство имеет многолетний опыт работы с производителем медоборудования для гематологической диагностики компанией «Сисмекс», которая 4 июля 2019 года запустила первую очередь локализованного в Московской области на территории парка «Дега Ногинск (Богородский)» предприятия по производству медицинских смесей и реагентов-анализаторов.

На территории России производятся лекарственные препараты всех анатомо-терапевтических групп, номенклатура российского экспорта весьма широка — от популярных и известных во всем мире дженериков до сложных биотехнологических лекарственных препаратов. Экспорт российских лекарственных средств за рубеж демонстрирует стабильный рост и в 2019 году и превысил $800 млн. Российские производители экспортируют свою продукцию более чем в 130 стран мира.

Мы можем предложить японскому рынку, который является третьим по масштабам в мире после США и КНР, высококачественные, эффективные и, что немаловажно, доступные по цене фармпрепараты. Вместе с тем российским экспортерам фармпродукции нужно адекватно оценивать свои силы и понимать, что им придется конкурировать не только с национальными гигантами, такими как крупнейшие и известнейшие во всем мире фармкомпании «Такеда», «Астеллас», «Дайити Санкё» и другие, но и с традиционными поставщиками на японский рынок данной продукции из Германии, США, Швейцарии. Торгпредство в свою очередь готово оказывать нашим экспортерам всестороннюю поддержку и помощь в выходе на рынок Японии.

— Какие сейчас можно делать прогнозы по поводу проведения года побратимских и межрегиональных обменов? Возможно ли его проведение в этом году, как планировалось, или стоит готовиться к переносу на более поздние сроки? Или, возможно, есть вариант перехода в онлайн-формат проведения мероприятий?

— Торжественное открытие года межрегиональных и побратимских обменов было запланировано на 16 мая 2020 года в городе Саппоро. К сожалению, стремительное распространение коронавирусной инфекции не позволило провести церемонию в намеченные даты.

На данный момент мероприятия года межрегиональных и побратимских обменов по объективным причинам перенесены на неопределенное время. Вместе с тем диалог с российскими регионами продолжается и в нынешних сложных условиях. Например, торгпредство совместно с субъектами Российской Федерации успешно проводит онлайн-конференции и В2В-мэтчинги. Так, 21 мая была проведена онлайн-конференция с деловыми кругами Алтайского края, 28 мая состоялась полноценная презентационная онлайн-сессия московских предприятий с деловым сообществом Японии, которая была организована Московским экспортным центром и торгпредством России в Японии. 4 июня мы провели деловое онлайн-мероприятие с Ярославской областью, 3 июля — с Ростовской областью. Таким образом, торгпредство продолжает поддерживать тесные контакты с регионами, уже работающими или выстраивающими работу на японском направлении.

Вместе с тем необходимо помнить о том, что масштабные мероприятия в рамках межрегиональных и побратимских обменов предполагают живое общение участников и реализацию визитов официальных делегаций в регионы. В японском языке есть хорошее выражение, первоначально появившееся у специалистов автоконцерна «Тойота». Звучит оно как «гэнти гэмбуцу» и означает, что действительное положение дел на производстве можно осознать только «на месте», на площадке, увидев своими глазами. Это выражение применимо и к деловым контактам с японскими партнерами — для японского делового этикета чрезвычайно важно лично познакомиться со своим визави, обменяться визитными карточками, выстроить отношения доверия и взаимопонимания.

— Большинство российских товаров на японских прилавках по-прежнему остается скорее диковинкой, чем обычным делом. С чем это связано? И какие товары потребительского спроса могла бы российская сторона предложить Японии и более активно продвигать на японский рынок?

— Мы всегда стараемся продвигать тезис о важности оказания комплексной поддержки нашим экспортерам — не только консультировать каждую отдельную компанию, а проводить мероприятия с демонстрацией разных категорий товаров под слоганом «сделано в России», наглядно объяснять японским партнерам, что Россия — это замечательные натуральные продукты питания, товары народного творчества, качественная косметика, конкурентоспособные медикаменты, продукция фэшн-индустрии, IT-технологии. Японские импортеры пока мало знакомы с Россией и проявляют настороженность, когда речь идет о поставках нового для японского рынка продукта.

Второй проблемой является то, что российские компании зачастую не готовы терпеливо вести многолетнюю борьбу за покорение японского рынка: начинать с малых объемов поставок, закладывать финансовый ресурс на бесплатные образцы продукции, участие в выставках, реализацию рекламных кампаний. Чаще всего мы наблюдаем такую картину: компания производит какой-то продукт и хочет выйти с ним на новый рынок, не важно на какой, если купят китайцы или европейцы — прекрасно, они не стремятся попасть на полки именно японских супермаркетов. Если у них быстрее «пойдут дела» с теми же китайцами — на практике как раз очень часто так и происходит, — то они тут же забывают о «медлительных» японцах и перестают с ними общаться. Это формирует в Японии образ не очень надежных российских партнеров, которые то наседают с многочисленными просьбами и письмами, то пропадают надолго.

Конечно, я не хочу сказать, что такие проблемы возникают исключительно на нашей стороне, часто мы получаем жалобы и от российских компаний, что их японские визави не достаточно активны. Торгпредство, безусловно, подключается к решению подобных проблем: созваниваемся, проводим встречи, пытаемся выяснить причины происходящего.

В качестве одного из возможных выходов из подобной ситуации мы видим проведение как можно большего количества мероприятий под национальным брендом в рамках национальных павильонов России, как это было на сельскохозяйственной выставке FOODEX или на IT-выставке CEATEC в 2019 году. В феврале 2020 года состоялось мероприятие при поддержке Почты России и Почты Японии, а также РЭЦ и торгпредства в самом центре Токио — в здании KITTE на Токийской станции, на котором были представлены сделанные в России продукты питания, одежда, сумки, сувениры. Такие мероприятия достаточно эффективны как с точки зрения активного маркетинга, так и с точки зрения имиджа страны, они предоставляют японцам возможность посмотреть, а иногда и попробовать на вкус российскую продукцию.

Второе важное условие продвижения нашей продукции на японский рынок — индивидуальная работа с каждой компанией, которая хочет поставлять сюда свою продукцию. Таким компаниям мы помогаем практически на ежедневной основе, консультируя по большому количеству вопросов — от импортного регулирования и ставок ввозных пошлин до бизнес-мэтчинга и знакомства с конкретными японскими компаниями, потенциально заинтересованными в российской продукции. В торгпредстве, кстати, есть небольшой шоурум — выставка российской продукции от вина и меда до инновационного спортивного инвентаря, например водного велосипеда Seabike, которые мы демонстрируем нашим японским партнерам.

Отвечая на вопрос о конкретной продукции, которую стоило бы активно продвигать на японский рынок, я могу на основании имеющегося опыта сказать, что нет такой продукции, которую поставить на японский рынок было бы совершенно невозможно и бесперспективно — кроме той, естественно, которая запрещена к ввозу. Потенциал японского рынка практически безграничен, поэтому речь должна идти не о какой-то отрасли, а о качестве и конкурентоспособности конкретного товара, желании и возможности экспортеров завоевывать сердца и умы японских потребителей.

— Потребление природного газа в Японии падает, однако он и на перспективу остается важнейшей частью энергетического баланса страны. Какие новые проекты двустороннего сотрудничества в этой области можно ожидать в ближайшее время?

— Действительно, в первую очередь в связи с возвращением в эксплуатацию ряда энергоблоков АЭС, остановленных после аварии на станции «Фукусима-1», по итогам 2019 года потребление сжиженного природного газа в Японии снизилось на 7%, а его импорт упал на 8%, до $40,3 млрд. Несмотря на это, Япония сохранила положение самого крупного импортера данного вида минерального топлива в мире. Среди основных поставщиков СПГ в Японию Россия занимает четвертую позицию по объему поставок после Австралии, Малайзии и Катара.

Доля энергоресурсов в общем объеме российского экспорта в Японию традиционно составляет более 70%, поэтому торгпредство не может оставлять без внимания совместные российско-японские проекты в области энергетики и оказывает им всемерную поддержку в непосредственном контакте с японскими партнерами.

В настоящее время одним из ключевых новых проектов сотрудничества в этой области является проект «Арктик СПГ-2» по развитию производства СПГ на базе Салмановского (Утреннего) нефтегазоконденсатного месторождения. Другими успешными примерами реализации проектов двустороннего сотрудничества в сфере газа являются проекты по строительству завода СПГ на полуострове Ямал — «Ямал СПГ» и по строительству хабов по перевалке СПГ на полуострове Камчатка и в Мурманской области. Продолжаются переговоры о строительстве в поселке Пригородное на острове Сахалин третьей очереди (Третьей технологической линии) проекта «Сахалин-2».

Реализация двусторонних проектов в области нефти и газа ведет к углублению сотрудничества в области промышленности

Так, в ходе ВЭФ-2018 в присутствии президента Российской Федерации Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ было подписано соглашение о строительстве на базе завода «Химпром» нового предприятия по производству метанола и организации химического кластера в Волгограде. Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), корпорация АЕОН, японские компании Marubeni Corporation и Mitsubishi Heavy Industries согласовали все ключевые условия по реализации этого проекта. Год спустя, в сентябре 2019 года, в рамках мероприятий ВЭФ-2019 между корпорацией АЕОН, РФПИ, Российско-Японским инвестиционным фондом и Японским банком международного сотрудничества было подписано Соглашение об основных условиях в рамках реализации проекта по созданию химического кластера в Волгоградской области. Совокупный объем инвестиций в проект оценивается в $800 млн.

—Торговля между Россией и Японией всегда в основном сводилась к обмену нефти, газа и другого сырья на автомобили и другую продукцию машиностроения. Есть ли перспективы корректировки такой схемы, появления в ней новых товарных групп? Каковы, например, перспективы наращивания экспорта в Японию российской сельскохозяйственной продукции?

— Вы абсолютно справедливо привели в пример сельскохозяйственную продукцию. Мы считаем, что у российских продуктов питания — зерна, злаков, меда, ягод, отдельных видов овощей, кондитерских изделия, колбасы, чая, различных фитопродуктов — имеются значительные перспективы на японском рынке. За 2019 год выросли поставки на японский рынок российского меда на 48%, овощей — на 23%, орехов и фруктов — на 320%, злаков — на 44%. К сожалению, мы наблюдаем падение по многим продуктам по итогам первого квартала 2020 года, но это временное явление, и, как только бизнес-цепочки восстановятся, поставки российских продуктов питания на японский рынок продолжат свой рост.

На японском рынке имеется потребность в древесных пеллетах. В 2017 году объем импорта пеллет в Японию составлял 506 тыс. тонн, а в 2018 году — уже в два раза больше, более 1 млн тонн. Основными поставщиками данной продукции на японский рынок являются Канада и Вьетнам. Наши пеллеты вполне конкурентоспособны, мы ведем переговоры с японскими партнерами об их поставках с Дальнего Востока. Помимо экспортных поставок торгпредство работает над привлечением японских компаний к локализации производства пеллет в России. У нас существует вся необходимая сырьевая и технологическая инфраструктура, а также возможна быстрая доставка благодаря выгодному географическому положению.

Хочется отметить хорошие перспективы сотрудничества в области алюминиевой промышленности, в частности поставок на японский рынок российского первичного алюминия с низким углеродным следом и другой алюминиевой продукции. Здесь, как и в случае с пеллетами, существуют перспективы по созданию новых мощностей на территории России — например, производство автомобильных сплавных дисков для японских автопроизводителей.

Стабильно растет спрос японских компаний на продукцию российских производителей концентратов и сплавов цветных металлов. При этом японцев интересуют не только сами металлы, но и широкий спектр технической продукции на основе сплавов драгметаллов с высокой добавленной стоимостью: каталитических систем, стеклоплавильных устройств, термометрической и лабораторной продукции, фармакологических препаратов на основе платины и других цветных металлов.

Япония — огромный рынок ювелирной продукции. Продажи ювелирных изделий в Японии в 2019 году составили $9,1 млрд, на долю импортных изделий пришлось около 30% рынка. В 2019 году несколько российских компаний ювелирной промышленности приняли участие в японской выставке Jewellery Tokyo, ведутся переговоры с японскими дистрибьюторами. Нам кажется, эта отрасль имеет хорошие перспективы роста.

Последние несколько лет характеризуются все более активным взаимодействием между Россией и Японией в сфере инноваций и информационных технологий. Крупные компании и стартапы из России под эгидой акселераторов и самостоятельно предпринимают активные попытки коммерциализации и вывода своих разработок на японский рынок.

Значительных успехов в работе на данном направлении добились компании ABBYY (проект создания единой облачной платформы ABBYY Keen A.I., обеспечивающей применение искусственного интеллекта для обработки больших массивов документов), Doctor Web Ltd. (организация комплексной антивирусной защиты, способной противостоять глобальным вирусным атакам), En+ Group (развитие модульного центра обработки данных (ЦОД) «Облака Сибири», ориентированного на предоставление высокотехнологичных облачных сервисов клиентам из России, Китая и Японии). Успешно показала себя работа на различных профильных площадках, которые могут быть рекомендованы российским компаниям для участия и презентации своей продукции и технологий. В их числе ежегодный конкурс инновационных разработок Asian Entrepreneurship Award, международная выставка передовых информационных технологий CEATEC, мероприятия Japan IT Week и Tokyo Game Show, а также проводимые в России при участии представительных японских делегаций конференция высокотехнологичных стартапов Skolkovo Startup Village, промышленная выставка «Иннопром» и другие.

Поделюсь самым свежим примером успеха в данной области. В апреле 2020 года российский производитель образовательной робототехники «РОББО» (ROBBO) открыл два первых кружка робототехники в Японии. Компания одной из первых на японском рынке предложила дистанционные курсы по программированию, 3D-моделированию и робототехнике. Подразделение ROBBO Japan было зарегистрировано в декабре 2019 года по приглашению правительства Японии, чему предшествовало успешное участие компании в выставке CEATEC-2019, организованное при непосредственном содействии торгпредства.

Мы надеемся, что в самом скором времени пандемия коронавируса в мире закончится, границы будут открыты. Мы рекомендуем нашим российским партнерам уже сейчас обращаться в торгпредство за консультацией по вопросам продвижения своей продукции на японский рынок и участия в профильных мероприятиях, чтобы иметь определенный запас времени для тщательной и планомерной подготовки.

Желаем всем читателям крепкого здоровья и рассчитываем на самую скорую встречу с российскими экспортерами и официальными делегациями из России.

Беседовал Игорь Беляев

Источник

Автор: Admin

Администратор

Добавить комментарий

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial