В Клубе исторической реконструкции «Клан Такеда» прошло очередное кейко по тамэсигири

22 октября 2017 г. в клубе исторической реконструкции «Клан Такеда» (Алтайское региональное отделение ОРЯ) прошло очередное кейко по тамэсигири

Древняя синтоистская религия наделила меч разумом и собственной волей. Это дар богов, который несет созидание и гармонию. Самурайкатаги (侍気質), говорят Японцы, «Душа самурая» — это его МЕЧ.

И сколько существует меч, столько и существует практика его испытания. Филигранная технология создания японского меча не уберегала мастера от ошибки, которая могла оказаться роковой на поле боя и именно поэтому, покупая меч, его новый хозяин желал убедиться в его надежности и боевых качествах. Японская поговорка говорит: «Купленный утром меч должен быть использован до заката солнца».

Тамэсигири (試し斬り, 試し切り, 試斬, 試切) — (пробный удар мечом): тамэси — «тестирование, проба», гири — «рубящий удар» — боевое искусство, практикующие тестовую рубку (испытание японских мечей (катана). Сегодня еще можно встретить старые мечи с надписью «Тамэси мэй» или «Сайдан мэй» на хвостовике Накаго, свидетельствующей о разрубании 5 человеческих тел, зачастую трупов, но иногда и осужденных или пленных воинов. Краткие сокращения звучали как: Рю гурума — тест бедра, Таби-гата — тест голеностопа, О-кэсой — диагональный срез от плеча до противоположного бедра. И хоть данная услуга была достаточно дорогой, самураи охотно платили специально обученным и особо опытным фехтовальщикам за возможность испытать свое новое оружие.

Своего рассвета Тамэсигири получило уже в мирный период Эдо (17 век), когда возможность испытания меча на поле брани почти полностью исчезла. В этот период Тамэсигири превращается в отдельное боевое искусство и разделяется на 2 направления: Сидзан — дисциплина, проверяющая мастерство мечника и Сито — тестирование непосредственно самого меча. Обе школы отличаются как техникой проведения рубки, так и материалами целей.

Сидзан 試斬 — практика, направленная на проверку навыков и эффективности мастера в рубке макивар, в качестве которых принято использовать молодой бамбук или скрученные циновки — Вара. Данная дисциплина регламентируется правилами Сидзан Кокороэ дзюккадзэ, где главным приоритетом является безопасность, непричинение вреда себе, окружающим и мечу.
Одним из первых шагов в Сидзан является изучение Томэ — остановке меча после совершения удара. Далее идет изучение более сложных техник: макури, каэси, нагаси (беспрерывная рубка, быстрая рубка нескольких целей, рубка подвижных целей.

Сито 試刀 — Испытание меча, а точнее двух его характеристик: остроты и прочности. В связи с высокой опасностью проведения теста, проводится только Ситокой (испытателем мечей). В качестве материалов для испытания использовались как тела людей и животных, так и отдельные элементы доспехов, шлемы, закрепленные на специальных подставках металлические пластины. Для теста клинок насаживался на специальную рукоять — Киридзуку. В первую очередь мастер оценивал вес и баланс клинка, а после проведения испытаний давал оценку всему клинку и назначал его цену. Часто бывало, что его вердикт мог как прославить кузнеца, так и покрыть его имя позором, посему Ситока должен был быть не только искусным мечником, но и хорошо разбираться во всех тонкостях качества меча.

Макивары

Сегодня мишени для тестовой рубки зачастую выполняются из Вара (циновки из рисовой соломы), Татами–омотэ (верхнее покрытие татами, похожего на пляжный коврик) или бамбука (но только зеленого), а также комбинации этих элементов. Для придания макиваре свойств, схожих с плотностью человеческого тела, скрученные в рулон циновки, вымачиваются в воде. Размещаться сноп может как на вертикальной подставке Доттон, так и горизонтальной Дотан.

В современном мире интерес к Тамэсигири не утрачен и с каждым годом только развивается. Во многих странах (в том числе России) регулярно проводятся чемпионаты по данной дисциплине, которые собирают тысячи участников и сотни тысяч поклонников этого древнего боевого искусства — искусства совершенствования и познания себя через применение принципов Буси-до (пути воина).

На это раз в тамэсигири приняла участие и прекрасная половина клуба. То, что женские руки держат меч, никого в клубе не удивляет. Более того, занятия по кэндзюцу обязательны для всех членов клуба, невзирая на пол. И это не удивительно, если вспомнить историю Японии. Слышали ли вы слово «онна-бугэйся»? Термин состоит из слов: онна (女) — «женщина» и бугэйся (武芸者) — «человек боевых искусств». Онна-бугэйся (яп. 女武芸者) — женщина, принадлежащая к сословию самураев в феодальной Японии и обучившаяся навыкам владения оружием.

Так что женская часть клуба не только показывает красоту кимоно и проводит мастер-классы по плетению шнуров химо и чайной церемонии, но может и продемонстрировать искусство владения мечом.
Но вот в тамэсигири девушки приняли участие впервые. И, несмотря на волнение, справились с задачей.

К сожалению на этот раз весь запас циновок был израсходован и дату ближайшего тамэсигири назвать пока сложно. У клуба нет спонсоров, а на свои средства закупить циновки, столь нужные для тренировок и показов в клубных программах, получается не всегда. Но 22 октября была испытана самодельная макивара из соломы. Вывод: мусора многовато, но для тренировочной рубки подойдет. А вот для показов нужно искать средства для закупки циновок.

К сожалению на этот раз весь запас циновок был израсходован и дату ближайшего тамэсигири назвать пока сложно. У клуба нет спонсоров, а на свои средства закупить циновки, столь нужные для тренировок и показов в клубных программах, получается не всегда. Но 22 октября была испытана самодельная макивара из соломы. Вывод: мусора многовато, но для тренировочной рубки подойдет. А вот для показов нужно искать средства для закупки циновок.

Дмитрий Щекочихин


Алтайское краевое отделение Общества «Россия-Япония»
Клуб исторической реконструкции «Клан Такеда»

Автор: Admin

Администратор

Добавить комментарий