С любовью о России

«М7» − Выставка художника Олега Александровича Леонова

29 октября 2019 г. в Выставочных залах Российской академии художеств открылась выставка произведений заслуженного художника России, академика Российской академии художеств, члена Центрального правления Общества «Россия-Япония» Олега Александровича Леонова.

С приветственными словами к присутствующим обратился Президент российской академии художеств Зураб Константинович Церетели, а также многие соратники и поклонники творчества Олега Александровича. От Общества «Россия-Япония» выступила Председатель Центрального правления ОРЯ Г.Б. Дуткина. Она горячо поздравила Олега Александровича от имени всех членов и руководства Общества с открытием выставки, рассказала присутствующим о популярности художника в Стране Восходящего Солнца. В частности, о творческой поездке Леонова в Японию при поддержке ОРЯ по «местам живописца В.В. Верещагина», в результате чего были написано три великолепные картины на японские темы – « Мост Нидзюбаси», «Храм Хатимангу в Камакура» и «Фудзи». «Мы гордимся тем, что такой замечательный, тонкий художник является членом Центрального правления нашего Общества», − сказала Г. Дуткина.

Экспозицию составили около 100 живописных и графических работ, объединенных в несколько тематических серий и представляющих разные грани творчества известного московского художника. «М7» – название выставки, обозначает одну их федеральных трасс – дорогу, которая привела много лет назад будущего художника в Москву. Это название символизирует и жизненную магистраль – полный исканий, художественных обретений творческий путь художника в современном мире.

Выставка представляет ретроспективу творческих поисков и методов мастера, а также его взгляд на предназначение человека в этом мире, в контексте современного реалистического искусства. Выставка является неким творческим отчетом художника, прежде всего перед зрителем,− а потом перед собой.

Являясь художником-философом, Олег Леонов дает возможность оглянуться и вспомнить все и всех, предлагая зрителю пережить вместе с ним важные моменты его жизни и творчества. Не случайно большинство работ, представленных в экспозиции, связаны с малой родиной художника и посвящены природе, флоре, фауне средней полосы России. Уже с рождения в поиске себя, своего места, своего пути в жизни, человек ищет близких людей и соратников, ищет родные места, выбирает любимое дело или цель.

Предки художника жили на берегах Камы и Волги в стрелецких поселках со времен Ивана Грозного. Сам Олег Леонов живет в Москве, но сердцем и душой, всем своим творчеством принадлежит той России, где нет рекламы, телевизионного шутовства, где возрождается вера, где хлеб свой насущный добывают в ежедневном тяжелом труде. По духу ему близка Россия Шукшина и Распутина. Именно таким людям посвящены его картины «Сосед», «Михалыч», «Николай», «Бабка Галя», «Староста». Сюжеты взяты из жизни простого человека с неискушенным взглядом ребенка, они отсылают к настоящей жизни человека, «корнями проросшего в родную землю». Со временем творческий ракурс интерпретаций художника на тему предназначения смысла жизни человека на земле изменился и нашел свое новое выражение в серии живописных и графических работ в концептуальном направлении современного искусства. Но, несмотря на различие жанровых и стилистических особенностей работ автора, все они наполнены вдохновением, любовью к земле, на которой родился и вырос художник.

Вот что говорит сам Олег Леонов: «Выставка берет на себя некую ответственность остановить взгляд зрителя, сделать паузу в этом суетном мире и посмотреть на себя со стороны. Как всегда, с этим может кто-то не согласиться, у кого-то взгляды будут совпадать, а кто-то может оставаться вообще равнодушным. Задача художественного произведения− дать возможность зрителю научиться останавливать мгновение на пути к совершенству…»

худ. О.А. Леонов

худ. О.А. Леонов худ. О.А. Леонов худ. О.А. ЛеоновПодробнее о художнике и о выставке:

Олег Леонов родился в 1959 году в Татарии. В 1980 году окончил Казанское художественное училище, 1990-м – Московский государственный академический художественный институт им. В. И.Сурикова, мастерскую портрета И. С. Глазунова. С 1988 года – постоянный участник российских и зарубежных выставок. С 1992 года работает в Студии художников имени В. В. Верещагина МВД России, в настоящее время – ее руководитель.

Произведения мастера находятся во многих музеях России, среди которых Государственная картинная галерея им. Дейнеки в Курске, Государственная картинная галерея им. Нестерова в Уфе, музеи Вологды, Костромы, Центральный музей МВД РФ и др., в российских и зарубежных частных коллекциях. О. А. Леонов – лауреат премии МВД России, удостоен почётных государственных и профессиональных наград, среди которых Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, ведомственные награды МВД, награды Российской академии художеств.

Экспозиция выставки, включающая циклы портретов, пейзажей, произведений, посвященных военной тематике, символико-философских композиций, представляет ищущего, творчески сложного, а порой и противоречивого автора, художника-философа. Прекрасно владея богатейшей палитрой изобразительных средств реалистической живописи, он уходит от бесконечных вариаций сюжетов натурных наблюдений. Остро ощущая нерв времени, мастер ищет созвучные ему темы и средства их воплощения в стремлении к глубокой, сущностной корреляции содержания и формы.

В большинстве своих работ художник предлагает зрителю сложную игру смыслов и форм, которая требует и общей культуры, и фантазии в интерпретации образов, и абсолютного владения технической стороной исполнения. При всей ироничности и гротеске многих его работ безусловное мастерство, умение придать изображению наибольшую достоверность, убедительность позволяет художнику удержаться в рамках серьёзного разговора. И метафора не становится самодовлеющим компонентом картин автора, в силу особой пластической насыщенности каждого образа. Свидетельство тому – работы серии «Жизнь предметов во времени». В их стилистике заключен и определённый отсыл к эпохе «сурового стиля» и одновременно современный подтекст. («Грабли», «Тени прошлого»). Художник увеличивает масштаб изображения, при этом мастерски «лепит» форму. Контраст естественного зрительного восприятия предмета и воплощения его на холсте достигает некоего предельного уровня, за которым рождается новый смысл вещи, начинается её новая самостоятельная жизнь вне привычной для нее «функции». И тогда в зрительском сознании грабли из инструмента превращаются в олицетворение агрессии, сапоги и вилы на вспаханной земле в символ тяжкого труда и целой исторической эпохи. Самоё пространство картин О. Леонова многозначимо, метафизическая ясность соединяется в его природе с пластической подвижностью, всякий раз оставляя зрителю возможность маневра в интерпретации образа от общих понятий до конкретных переживаний.

Стремление к сложной ассоциативности образных построений характерна в той или иной степени и для его портретных работ, и для произведений военной тематики, посвященных истории современной полиции. Конкретика сюжета или личности («Дядя Ваня», «Сосед», «Николай») в живописной интерпретации художника обретает глубокий символический подтекст. Образуя обширные портретные и сюжетные живописные циклы, эти работы создают галерею образов современников и воплощают авторскую художественную модель мироздания.

Совсем иной изобразительный язык демонстрируют его пейзажные работы. Один из разделов экспозиции отдан излюбленной теме художника – истории Москвы. Серия «Москва−Таганка» включает более 200 работ, 50 из них представлены на выставке. Таганка не случайна в творчестве художника. По словам автора это «настоящий плавильный котел, в котором неотделимы друг от друга разные исторические периоды и архитектурные стили. Маленькие дворики Серебрянического переулка, высотка на Котельнической, набережные и мосты – каждый уголок Таганского района дышит историей». Написанные легкой, живой и динамичной, почти «импрессионистичной» кистью, полные света и воздуха эти городские пейзажи подобны мгновенной фиксации самого бега времени.

«Схваченное» сиюминутное состояние готово смениться следующим, и так до бесконечности.

Дополняет экспозицию серия рисунков в технике сангины и сепии – портреты, художественные фантазии.

Демонстрируя художественную универсальность мастера, выставка представляет глубокого, ищущего автора, творчество которого – своеобразное и закономерное явление современной российской культуры.

Автор материала: Член Центрального правления ОРЯ В.Г. Пясецкий

Фото предоставлены автором выставки

Автор: Admin

Администратор

Добавить комментарий