«Убийственная» красота

Принято верить, что красота спасет мир. Но порой красота сеет смерть.
Африканским слонам красота их бивней грозит полным уничтожением…

Дикая Африка

Первыми продавать слоновую кость начали финикийцы. В средние века Европа торговала с Центральной Африкой. В 20 в. спрос на слоновую кость резко возрос, и в 1900 году в Африке европейцы подписали соглашение перевозить не более 5 кг слоновой кости. Но в 1970-1980 годах африканцы перевозили ежегодно 1000 тонн слоновой кости, в основном в Японию, Китай, Европу и Северную Америку.

Лучшую слоновую кость получают из сердцевины бивня слона: в сердцевине она твёрдая и безупречная. Браконьеры стараются убивать самых крупных особей, и зачастую жертвами становятся самки, детёныши которых остаются без родительского покровительства. В результате варварской добычи ценной слоновой кости число африканских слонов катастрофически сократилось…

В 1989 году, на собрании Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, запретили торговлю слоновой костью. Все страны, кроме нескольких стран Центральной Африки, согласились. Но в 1997 году было разрешено Зимбабве, Ботсване и Намибии вывозить в Японию запасы слоновой кости. Несмотря на запрет, слоновая кость остаётся важным товаром на чёрном рынке.

***

Чтобы родить одного слона, слоновьей маме нужно не 9, а 22 месяца вынашивать своего слоненка. Статистика утверждает, что если уничтожение слонов будет идти такими же темпами, то уже через 10 лет в Африке не останется ни одного слона, а через 100 лет в мире не останется ни одного представителя этого крупного млекопитающего.

Ежегодно на планете убивают 10 тысяч слонов. Представители антибраконьерских программ предлагают снизить уничтожение слонов, введя запрет на продажу сувениров из бивней. Объем «добытой» слоновой кости составляет 23-25 тонн ежегодно. Многие активисты движения за запрет убийства слонов справедливо утверждают, что если сами туристы откажутся от покупок сувениров из бивней слонов, то это может спасти слоновью популяцию, так как «меньше спрос — меньше предложение». Ежегодно сотрудники таможни одного только аэропорта Бангкока конфискует около 2 тонн слоновьих бивней.

***

Сложно поверить, но в то время, как в мире истребляют десятки тысяч слонов, такая развитая страна, как Япония, борется за сохранение своего процветающего рынка слоновой кости. Слоновая кость – идеальный материал в косторезном искусстве. (Справедливости ради следует отметить, что в Китае еще бóльший процент незаконно добытых бивней африканских слонов – до 80%).

Основным направлением в косторезном искусстве Страны Восходящего Солнца начиная со средних веков была резьба нэцукэ и окимоно. Существует распространенное мнение, что нэцукэ – это уникальный японский вид миниатюрной скульптуры. На самом деле японцы позаимствовали нэцукэ в Китае, жители которого задолго до японцев стали вырезать из кости фигурки «чжуйцзы». Японцы преобразовали нэцкэ из функциональных деталей одежды в удивительные произведения искусства.

 

Нэцукэ поддерживает коробочку инро на поясе-оби (источник: https://hist-etnol.livejournal.com/3188538.html)
Нэцукэ, прикрепленный к инро (источник: https://hist-etnol.livejournal.com/3188538.html)

Традиционная японская одежда не имела карманов, поэтому мешочки с личными вещами крепили к эфесу меча, затем появился крючок, который верхней частью цепляли за пояс, а к нижней его части привязывали вещи. Исследователи предполагают, что мода носить нэцукэ появилась в Японии в XV-XVI веках. Наибольшее развитие она получила в период правления сёгунов из рода Токугава, то есть с 1603 по 1868 годы. Функциональное назначение нэцукэ, представляющих собой резную пуговицу-зацепку, заключалось в креплении на поясе кимоно специальных емкостей для ношения небольших личных вещей. Японцы клали деньги, ключи, лекарства, амулеты, печати, принадлежности для чайной церемонии, курительные трубки и другие предметы в емкости, называемые сагэмоно, или в ящички инро, закрывающиеся с помощью бусины, которая скользила по шнуру. Этот шнур связывали так, чтобы получилось кольцо, которое нужно было пропустить через пояс для кимоно. С одной стороны полученной петли висел инро, а на другом конце закрепляли нэцукэ, служившее противовесом ящичку. Изготавливали нэцукэ из самых разнообразных материалов – древесины, бамбука, натурального камня, фарфора, однако дороже всего ценились изделия из слоновой кости.

В конце 1860-х годов в моду вошла европейская одежда с карманами, традиционный японский костюм уже не был популярен, поэтому нэцкэ перестали пользоваться спросом. Мастера-косторезы переориентировались на создание сувениров для иностранных туристов – брошей, шкатулок для драгоценностей, шахмат. Появились скульптуры и скульптурные композиции, которые получили название окимоно. Эти изделия были представлены на нескольких Всемирных выставках, что привело к быстрому росту их известности на Западе. Окимоно получили признание и у японцев, которые использовали их для украшения токонома – ниши, в которую ставили статуэтки святых или разнообразные предметы декора.

По размерам и сюжету окимоно могут быть очень похожи на нэцукэ, однако они не имеют отверстий для крепления шнура и предназначены для размещения на полке или другой горизонтальной поверхности. Резчики окимоно следовали вкусу западных ценителей искусства, поэтому статуэтки стали значительно больших размеров (от 20 до 50 см). Мастера подробно детализировали, тщательно обрабатывали и богато украшали свои изделия, инкрустируя их кораллами и перламутром, гравируя орнаменты и тонируя изделия раствором чая. Наиболее ценным материалом для создания окимоно была слоновая кость, их изготавливали также из древесины, бронзы и серебра.

Резьба по слоновой кости

***

После того как в 2016 году Китай запретил ввоз слоновой кости, Япония осталась практически единственным ее потребителем. Бивни главным образом идут на изготовление личных печатей и палочек для еды премиум-класса!!

Что касается нэцукэ, то в наше время это — достаточно низкосортная сувенирная продукция, выпускаемая конвейерным способом.

Но искусство нэцукэ не исчезло.И в наши дни существуют мастера, специальность которых — резьба нэцукэ. Некоторые работы таких мастеров оцениваются весьма высоко (от US$10,000 до $100,000 и более). Цены на коллекционные нэцукэ на аукционах в США колеблются обычно от нескольких сотен до тысяч долларов (недорогие штампованные, но точные репродукции продаются в магазинах при музеях по ценам до $30)…

Тем не менее, изменилось отношение самих резчиков к создаваемым ими фигуркам нэцукэ — теперь они рассматриваются как вполне самостоятельные произведения, обособленные и от заказчика, и от моды, а нередко и от традиции той или иной школы. Работы современных мастеров можно поделить на две группы: нэцукэ, выполненные в духе современной станковой скульптуры, и традиционные нэцукэ.

***

В январе 2018 г. Всемирный фонд дикой природы (WWF) потребовал от Японии к 2020 году полностью ликвидировать внутренний рынок слоновой кости.

Главная претензия зоозащитников — контрабанда 2,4 т слоновой кости из Японии с 2011 по 2016 год.

«Такая ситуация серьезно подрывает международные усилия, направленные на искоренение незаконных операций со слоновой костью», — цитирует Тасс WWF. (https://iz.ru/694027/2018-01-11/wwf-trebuet-ot-iaponii-zapretit-torgovliu-slonovoi-kostiu)

Однако и по сей день Япония не торопится выполнять требования Всемирного фонда дикой природы. Один из доводов – сохранение традиций. То есть, японского искусства резьбы из кости. Искусство изготовления нэцукэ и окимоно…

Насколько справедливо подобное утверждение? Обратимся к истории. Точнее, к истории технологий изготовлений нэцукэ.

Нэцукэ традиционно вырезали из самых различных материалов: дерево; слоновая кость; моржовая кость; рога оленя; рога буйвола; носорожий рог; рога нарвала; клыки вепря; клыки медведя; клыки волка; клыки тигра; кости различных животных.

Для изготовления нэцукэ использовались, хотя и гораздо реже: лак; металлы; фарфор; бамбук; разные виды коралла; разные виды янтаря; черепаховый панцирь; стекло; агат; нефрит; кремень; окаменевшее дерево.

Слоновая кость в истории японского искусства — материал довольно «молодой». До периода Токугава в Японии о слоновой кости знали только по китайским изделиям. Потом в виде бивней она стала завозиться в Японию из Вьетнама через Китай. Из этого материала изготавливали гребни для женской причёски и другие украшения, но в первую очередь — плектры для музыкального инструмента- сямисэна. Обрезки слоновой кости, имевшие обычно треугольную форму, шли на массовое изготовление нэцукэ, что наложило отпечаток и на форму таких изделий. Мастера, работавшие по частным заказам и заботившиеся более о своей профессиональной репутации, чем о заработке, избегали такого материала.

Дерево — вот исконный, самый ранний и традиционный материал японской миниатюрной скульптуры!!! Японские мастера использовали в древности различные породы дерева, но чаще других — кипарисовик японский (хиноки). Большая часть нэцукэ раннего периода выполнена из кипарисовика. Он мягок и удобен для резьбы, хотя с недостатком: со временем изделия покрываются трещинами. Гораздо лучше самшит японский (цугэ) — твёрдый материал, который издавна использовался для печатей. Помимо кипарисовика, японские мастера резали фигурки из лёгкой и мягкой корейской сосны, отличающейся красновато-желтым оттенком. Нэцукэ резали и из персимона — древесины имеющей желтоватый цвет и черную сердцевину, которую иногда брали как самостоятельный материал.

Среди тяжелых и твердых пород, кроме самшита, для изготовления нэцукэ применяли прунус (ису), древесина которого имеет темно-коричневый или красноватый оттенок. Существуют нэцукэ из бледно-розовой вишни (сакура), а также из черного дерева, которое привозили из Индии…

Реже применялись другие породы дерева — такие, как: тис; чайный куст; камфорное; железное дерево; камелия; жужуб; сосна; сандал; грецкий орех;
бетелевый орех (растительная слоновая кость); пальмовый орех (в период Мэйдзи, 1868–1912), его привозили из Южной Америки).

Резьба по дереву
Резьба по дереву

Так что утверждение, что искусство резьбы фигурок без слоновой кости погибнет, достаточно спорно… Замен более, чем достаточно, и вовсе не обязательно убивать редких животных для создания нэцукэ и окимоно, и уж тем более, для производства палочек для еды…

***

В августе 2017 г. Общество сохранения дикой природы (WCS) уничтожило более одной тонны нелегально добытой необработанной слоновой кости и изделий из нее в нью-йоркском Центральном парке.

Бивни, украшения и предметы интерьера ценой $6 млн, которые были конфискованы управлением по сохранению окружающей среды Нью-Йорка (NYDEC), измельчены промышленной камнедробилкой. Прекращение торговли слоновой костью направлено на спасение африканских слонов. Это была первая для этого мегаполиса акция. Сотни украшений, поделок и резных бивней были изрублены в присутствии публики на конвейере-дробилке. Все они были конфискованы в 2015 году у ведущих незаконную торговлю на черном рынке слоновой кости. Владельцы магазина Metropolitan Fine Arts & Antiques согласились внести по 100 тысяч долларов во Всемирный фонд дикой природы, который защищает слонов от браконьеров. Венди Хапгуд, основатель фонда Wild Tomorrow Fund, сказала, что эта акция подаст сигнал: законы, запрещающие торговлю слоновой костью, будут строго соблюдаться: «Она не должна быть предметом желания или продажи. Слоновая кость принадлежит только слону!» (Источник: https://fishki.net/2354187-v-nyju-jorke-priljudno-razdrobili-kontrafaktnye-izdelija-iz-slonovoj-kosti-na-45-mln-dollarov.html © Fishki.net)

Ради изготовления этих безделушек было убито как минимум сто слонов!

Артефакты, включая груды японских скульптур размером с гольф-мяч, которые называют нэцкэ, замысловато вырезанные в виде обезьян, кроликов и другие замысловатые изделия из слоновой кости были торжественно размещены на конвейерной ленте, чтобы быть измельченными в пыль…

В Нью-Йорке прилюдно раздробили контрафактные изделия из слоновой кости на 4,5 млн долларов

Многие из этих предметов были очень красивыми. Некоторые из них были еще и чрезвычайно ценными. Представители экологического ведомства и члены Общества охраны дикой природы, которые вступили в партнерство с Tiffany & Co. ради этой акции, заявили, что никакая цена не оправдывает убийства слонов ради их бивней.

Среди изделий, попавших в дробилку, были нэцкэ, изображающая трех мужчин с рыбой, стоимостью около 14 000 долларов, и пара тщательно вырезанных башен из слоновой кости стоимостью 850 000 долларов.

По данным Общества охраны дикой природы, всего правительственные и природоохранные группы уничтожили более 270 тонн различных предметов из слоновой кости.

Перед уничтожением все эти предметы были выставлены в нью-йоркском Центральном парке, чтобы посрамить торговцев нелегальной слоновой костью. (https://ronin.ru/zhizn/v-nyu-jorke-prilyudno-razdrobili-kontrafaktnye-izdeliya-iz-slonovoj-kosti-na-45-mln-dollarov.html)

***

Видео по теме: Африканских слонов всё больше истребляют ради бивней

Тем не менее, Япония не торопится закрывать свой внутренний рынок слоновой кости.

А в 2020 году Япония станет хозяйкой Олимпийских игр, и ей захочется привлечь миллионы туристов – так что имеет смысл наглядно продемонстрировать, что люди по всему миру выступают против кровавой торговли и хотят проведения игр в стране, которая не торгует слоновой костью. Подпишите петицию прямо сейчас!

ПОДПИСАТЬ ПЕТИЦИЮ «Япония! Запретите торговлю слоновой костью!»

Автор: Admin

Администратор

Добавить комментарий