А при чем здесь Бах? – спросите вы меня. Бах всегда при том, если речь идет об органе. Каждый уважающий себя органист начинает – или заканчивает свое выступление фугами, прелюдиями, вариациями Иоганна Себастьяна. Не исключение и великолепная японская органистка Хироко Иноуэ.
Когда я переезжала в маленькую Дубну на самый север Подмосковья (в городе всего 74 тысячи человек), конечно, не рассчитывала, что могу здесь услышать органный концерт, тем более – нашего большого друга Хироко, которая два раза в год приезжает в Саратов и выступает с ансамблем старинной музыки «Трио-соната Владимира Скляренко.
Наукограду сильно повезло: здесь потрясающий директор Хоровой школы мальчиков и юношей «Дубна» Ольга Ивановна Миронова. Заслуженный работник культуры России, почетный гражданин города, выпускница знаменитой Гнесинки, Миронова в 91 году основывает Хоровую школу, став ее директором и художественным руководителем. Своим авторитетом директор сумела пробить и строительство специального здания для школы. Не скучную «коробку», как ей предлагали, а индивидуальный проект талантливого архитектора. В виде старинного «замка», с башенкой, винтовой лестницей, витражным окном, фойе, расписанным фигурами олимпийских богов. Снаружи «замок» украсил карильон, состоящий из набора колоколов. Карильон устанавливали в то время на фасаде дубненского университета – Ольга Ивановна добилась, чтобы уникальный инструмент появился и на здании Хоровой школы. Более того: для Концертного зала Школы собрали полноразмерный орган, включающий 30 регистров. Единственный инструмент такого класса в Московской области! И в Дубне зародился фестиваль «Органная музыка на Волге».

Ее школа быстро становится центром притяжения хоровых коллективов, фестивальных встреч. А Дубненский концертный хор мальчиков и юношей получил широкую известность в России и за рубежом. Уже на второй год существования — в 1992 году занял I место на международном конкурсе хоров в Бельгии. А самое последнее его достижение – Гран-при на Всероссийском хоровом фестивале в 2025 году (1 этап).
Про директора школы пишут, что она «обладает способностью притягивать к себе людей. Силу эмоционального воздействия Ольги Мироновой и ее обаяние испытали на себе все, кто общался с ней». Наверняка «испытала» и лауреат многих международных конкурсов Хироко Иноуэ, чей концертный график, как у всех музыкантов с мировым именем, расписан на год вперед.
Ольга Ивановна сумела уговорить японку отклониться к северу от столицы на 130 км. Приехав впервые в летнюю Дубну на День города, Хироко старалась не пропускать это событие, являясь подлинным украшением праздника. И еще она обязательно дает совместный концерт с Хором мальчиков и юношей «Дубна» в Римско-католическом кафедральном соборе в Москве, где совершенно изумительная акустика с уходящими в бесконечность готическими «вершинами». Выступили Хор и Хироко и на нынешнем декабрьском концерте в рамках Международного Рождественского фестиваля. Были овации и полный аншлаг.

А следом – отчетный концерт Хора в альма матер. Сезон он открыл в июле, в честь Дня города, а сейчас закрывал год, продолжая свой 35-й юбилейный сезон. Концертный хор в полном составе (в белых фасонных жилетках младшие, в элегантных черных пиджаках старшие) торжествующе пропел «Мороз и солнце – день чудесный» на слова Пушкина. И тем наколдовал, наконец, немного снега и много мороза для будущей неделе. «Ангельские голоса», как называют мальчиков Мироновой, изумительно исполняли и «светские» произведения, и духовные песнопения. Особенно трогала душу возвышенная мольба к Богоматери. Много интересных, эмоциональных работ показали солисты вокального класса Школы. Снова и снова на сцену возвращались малыши, успешно постигающие азы многоголосья.
И была чудесная премьера – Аве Мария от немецкого композитора Франца Ксавера Библа. Большинство его произведений написаны для хоровых ансамблей. Ее исполнили два хора юношей — на сцене и на балконе. Солист был невидим, он как бы парил над залом. Волшебно звучал его голос, обращенный к Пречистой Деве, хор мощно подхватывал посыл, ширил и возносил к небу ровно чистой слезой омытую молитву.
Буквально на другой день здесь выступала наша чудесная Хироко. Не смогла приехать на День города из-за гастрольных туров, зато вырвалась к нам в последние недели уходящего года со своей изумительной Рождественской фантазией. Стройная, гибкая, как лоза, в изящно обвивающем ее стан черном кимоно с красным драконом сзади, вихрем вьющемся за ней, она легко впархивала к светящемуся в полутьме инструменту и длинными тонкими пальчиками виртуозно играла Иоганна Себастьяна Баха, французов Эжена Жигу, Сезара Франка, Клода Бальбатра, современного японского композитора Юи Какинума. Какинума основывает свои произведения на музыке для театра Но, традиционной японской музыке, классике других азиатских стран. Наша прелестная гостья училась игре на органе в Японии, в России и в Голландии (исторический орган — это особая статья), но остановила выбор на нашей стране, где уже более 20 лет живет и работает. Как сказала ведущая концерта, Хироко органично соединяет в своем творчестве восток и запад, а мостом стала для нее Россия.

Начала артистка с музыки мало известного у нас итальянца Возрождения Антонио Валенте, ослепшего еще в детстве. Сезар Франк – крупнейший французский композитор XIX века, умевший вести сразу несколько тем и мастерски соединять их в финале, продолжил ее выступление. А когда органистка с присущей ей грацией исполняла Песню дельфинов, ее легкие руки мелькали, так же, как мелькают в волнах их дымчатые спины, порхали мотыльками, набегали и убегали. Тедеум. Тебя Бог хвалит — древний гимн благодарности и славословия в вариации Баха внес в букет нежных «рождественских» сочинений струю мощного, словно вгрызающегося в трубы «настоящего» органа.
В финале, уже на бис, опустив на крышку органа роскошный букет белых роз от дубненских поклонников, Хироко подбавила сказочного огонька в скорое Европейское Рождество, исполнив неземную по красоте музыку к «Щелкунчику» Чайковского. Показывая безграничные возможности «короля инструментов», одна играла за целый оркестр, то вздыхавший гобоем, то певший скрипкой, и звеневший, звеневший хрустальными колокольчиками челесты. Орган переливался цветными огоньками, таинственно мерцала в углу елка, сцену украшала огромная икебана с имитацией бамбуковых стволов, вечнозелеными ветвями и мелкими красно-белыми узорами цветов. В воздухе пахло елкой и Рождеством.
…Ольге Ивановне все же удалось уговорить завязанную на графике поездок Хироко приехать в Дубну не в тот же день, а накануне концерта. Прямо из аэропорта Шереметьево (летала на выступление в Калининград) органистка вечером поехала в Хоровую школу. Репетировала и вечером, и утром. Но потом -о, счастье! – нам с председателем Дубненского городского отделения ОРЯ Натальей Рыбниковой разрешили на несколько часов перехватить нашу дорогую гостью. Сверхобязательная Хироко хотела вернуться в Школу уже к 14 часам , чтобы поработать с настройщиком органа. И ее свободное время сжималось, как шагреневая кожа. Наташа была за рулем, она догадалась сделать «круг почета» по аллее Высоцкого, чтобы хотя бы показать Хироко памятник великому поэту и барду, так любившему выступать перед физиками-ядерщиками.

Дома мы устроили беглый осмотр моих картин – подарки художников. Хироко, в отличие от своих соотечественников, побывавших у меня в Саратове, почти сразу «вычислила» Фудзи за раскидистыми соснами на пейзаже Ирины Шин. Но всего больше ей нравились «водные» картины: Черное море Федора Васильева в отличной копии Павла Никитина, Волга у вольских скалистых берегов Николая Дубовова.
Мы наперебой угощали Хироко борщом, салатом из тунца, сытными Наташиными пирогами.
…Хироко вспоминала о своей семье, об отце, который очень любил Россию и русскую литературу. Под его влиянием дочь и отправилась учиться в Москву. А ее сын, окончив в Москве школу при Посольстве Японии, вернулся в страну своих предков, чтобы учиться там дальше. Он выбрал Японию. Это его выбор, и мать его уважает.

…Концерт Хироко Иноуэ закончился долгими овациями и белоснежными розами на фоне ее черного, как зимняя ночь, как прямые, густые пряди ее волос, концертного платья. Они так шли нашей хрупкой и стойкой, изящной и сильной, невероятно талантливой подруге… Хироко, мы ждем вас всегда!






Ирина Крайнова, пресс-секретарь Дубненского городского отделения ОРЯ
Фото автора и из Инета
